Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками по открытым источникам (список - в конце статьи). Цель - вспомнить, уточнить, сделать выводы. И мы не делим героев-подводников "на своих и чужих", они все подводники русского флота, которые выполняли свой долг как могли, как понимали, как умели, как верили.
В истории, как правило, да и нашей памяти остаются какие-то крупные аварии, которые приводят или к гибели субмарин, или к гибели людей, или к срыву важнейшей задачи, какой-нибудь "атаки века"!
Но чаще всего подводникам приходилось сталкиваться с неисправностями, которые непосредственно не вели к катастрофам, однако, тем не менее, срывали выполнение боевой задачи (в военное время). На первый взгляд они вроде как и незначительны - но вели к оставлению позиции. Примерно такой случай, например, произошел в мае 1916 года с подводной лодкой Балтийского флота "Волк" (тип "Барс") под командованием Мессера, когда из-за неисправности материальной части лодка была вынуждена прервать боевой поход и покинуть боевую позицию.
Особых подробностей немного, известно, что в ночь с 5 на 6 мая 1916 года в районе Кальмарзунда при уклонении погружением от атакующего лодку неприятельского миноносца на подводной лодке заклинило правую линию вала. Это и вынудило командира лодки принять решение вернуться на базу в Ревель.
По другим данным, при этом боевом эпизоде один из механиков «Волка» получил тяжёлые ожоги - залитый до этого волной электромотор вспыхнул и вышел из строя, а 7 мая также при работе с электромоторами убило током моториста. «Волк» прервал свой поход и 8 мая вернулся в Кронштадт.
Впрочем, сожалеть о проведённом в море времени экипажу «Волка» не приходилось. В этом походе субмарина потопила три германских парохода: «Гера», «Бремен» (по другим данным - "Бьянка"), и «Кольга» общим водоизмещением 8600 тонн (взято трое пленных). Кстати по результатам этого похода «Волк» считался самой результативной подводной лодкой российского флота.
За этот выдающийся поход весь экипаж был награждён, интересно, что среди награжденных был и старший офицер субмарины -А.Н. Бахтин (получил орден Святой Анны IV степени с надписью «за храбрость»), в будущем командир советской подводной лодки "Пантера", про поединок которой с британским эсминцем "Виттория" очень много писали.
На Черноморском флоте во время Первой мировой войны самым результативным был Михаил Александрович Китицин. Кстати, признан одним из самых результативных подводников русского флота: одержал 36 побед, потопив суда общей валовой вместимостью 8973 брт. По этому показателю находился на втором месте в русском флоте, (первым был моряк-балтиец И.В.Мессер, тот самый - с ПЛ "Волк").
Командуя подводной лодкой «Тюлень» (тип «Морж») М.А.Китицын добился 34 побед, но и его субмарина тоже была лидером, за ней числятся 53 победы. Например, во время совершённого в конце марта 1916 года похода к Босфору «Тюлень», несмотря на значительную течь клапана газоотвода дизеля, продолжал оставаться на позиции, за что и был вознаграждён. 21 марта к востоку от острова Кефкен (Турция) подводная лодка обнаружила и уничтожила десять турецких парусных шхун гружёных углем, на каждой - около 50-60 т. Днём ранее лодка торпедировала турецкий пароход «Дутор» (4232 тонн), что заставило того выброситься на берег.
Но 13 июня 1916 года был явно не её день. «Тюлень» находился в крейсерстве в районе турецкого Зунгулдака, когда на подводной лодке вышло из строя управление носовыми горизонтальными рулями - лопнул (как?) их румпель. Исправить такую поломку в море невозможно и лодка вернулась в Севастополь, выполнение боевой задачи пришлось прекратить.
И такое бывает, даже металл не выдерживает...
Источники: Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Боженко, П. Субмарины на войне.- № 3., 1996. - 100 с.; материалы сети Интернет.
Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента.