Найти тему
История живописи

"Трофейная" парная картина к той, с которой начался импрессионизм

Думаю, многие из вас слышали историю возникновения термина "импрессионизм" и видели картину, из-за которой (поначалу пренебрежительно) художников этого направления стали называть импрессионистами. Но вот парную к ней картину, причем которую можно увидеть в Эрмитаже, вы, возможно, не знаете.

Но для тех, кто слышал об этой истории, изложу ее вкратце: идет весна 1874 года, готовится первая выставка художников, которых пока что еще не назвали тем самым термином. Готовит ее, в том числе младший брат Огюста Ренуара, журналист и искусствовед Эдмон. И вот составляя список картин "патриарха" импрессионизма Клода Моне, Эдмон Ренуар спросил:

У вас все названия слишком однообразные. Вот как вы назовете эту картину? "Корабли, входящие в порт Гавра"?

На что Моне ответил: "Я назову ее «Впечатление»".

"Впечатление. Восход солнца", Клод Моне, 1872. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
"Впечатление. Восход солнца", Клод Моне, 1872. Музей Мармоттан-Моне, Париж.

Выставка состоится, а затем будут разгромные отзывы критиков, один из которых Луи Леруа, вошел в историю как раз таки тем, что дал то самое определение новому направлению в живописи и его приверженцам, которое за ними закрепится навсегда:

Впечатление, ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! Но какая свобода, какая легкость фактуры! Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!

Исходя из писем Моне другому французскому художнику Писарро, было известно, что картины эти были написаны в Адмиралтейском отеле Гавра, то есть это виды из окон этого отеля на городской порт.

"Восход солнца", Клод Моне, 1873. Музей Гетти, Лос-Анджелес. Еще одна картина с той самой выставки и на тот же сюжет, но без дополнительного "Впечатления" в названии.
"Восход солнца", Клод Моне, 1873. Музей Гетти, Лос-Анджелес. Еще одна картина с той самой выставки и на тот же сюжет, но без дополнительного "Впечатления" в названии.

Любопытный момент: одно время некоторые искусствоведы считали, что художник в своей работе, положившей начало импрессионизму изобразил не восход солнца, а предзакатное время, хотя есть записи самого Моне, где говорится "в то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое". Однако в 2014 году, американский астроном по открыткам с видами порта тех времен (сам гаврский порт был разрушен во Вторую мировую войну) и метеорологическим данным за 1872 год доказал, что там изображен все-таки восход, более того, точно указал время и дату - 13 ноября, 7:35.

В качестве последнего штриха к этой истории поясню, что по-французски впечатление - impression. Однако теперь перейдем ко второй части рассказа, к картине, которую можно увидеть в Эрмитаже. Написана она в том же 1872 году, и на ней мы видим всё тот же порт Гавра, только в другое время суток, без всепоглощающего утреннего тумана, через который пытается пробиться свет восходящего солнца.

"Большая набережная в Гавре", Клод Моне, 1872. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Картина не может покидать пределы нашей страны, так как есть риск реституции, то есть возврата потомкам прежних владельцев.
"Большая набережная в Гавре", Клод Моне, 1872. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Картина не может покидать пределы нашей страны, так как есть риск реституции, то есть возврата потомкам прежних владельцев.

Более того, судя по цветовой гамме мы видим противоположное, то есть не восход небесного светила, а момент, когда солнце движется к закату, именно тогда оно дает такой приятный, теплый желтый цвет. Как же эта картина оказалась в Эрмитаже? Она происходит из собрания немецкого коллекционера Отто Кребса, которую тот спрятал в секретном хранилище, и только спустя несколько лет после окончания войны (в 1948 году) она была обнаружена. Впервые картины из этой коллекции были показаны на выставке Трофейного искусства в Эрмитаже в 1995 году.

Но вернемся к эпохе, когда были написаны эти замечательные полотна: то было время быстрых изменений в обществе и резкого скачка в научно-техническом прогрессе, причем настолько резкое ускорение человечество переживало впервые в своей истории (известной, по крайней мере). Импрессионисты как раз и отражали это веяние времени - они писали картины быстро, отображая повседневность и изменчивость. Отсюда и кажущаяся незаконченность и как будто эскизность их картин.

Спасибо, что дочитали, надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #искусство #импрессионизм #культура #клодмоне #искусствоведение #мировоеискусство