Думаю, многие из вас слышали историю возникновения термина "импрессионизм" и видели картину, из-за которой (поначалу пренебрежительно) художников этого направления стали называть импрессионистами. Но вот парную к ней картину, причем которую можно увидеть в Эрмитаже, вы, возможно, не знаете.
Но для тех, кто слышал об этой истории, изложу ее вкратце: идет весна 1874 года, готовится первая выставка художников, которых пока что еще не назвали тем самым термином. Готовит ее, в том числе младший брат Огюста Ренуара, журналист и искусствовед Эдмон. И вот составляя список картин "патриарха" импрессионизма Клода Моне, Эдмон Ренуар спросил:
У вас все названия слишком однообразные. Вот как вы назовете эту картину? "Корабли, входящие в порт Гавра"?
На что Моне ответил: "Я назову ее «Впечатление»".
Выставка состоится, а затем будут разгромные отзывы критиков, один из которых Луи Леруа, вошел в историю как раз таки тем, что дал то самое определение новому направлению в живописи и его приверженцам, которое за ними закрепится навсегда:
Впечатление, ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! Но какая свобода, какая легкость фактуры! Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!
Исходя из писем Моне другому французскому художнику Писарро, было известно, что картины эти были написаны в Адмиралтейском отеле Гавра, то есть это виды из окон этого отеля на городской порт.
Любопытный момент: одно время некоторые искусствоведы считали, что художник в своей работе, положившей начало импрессионизму изобразил не восход солнца, а предзакатное время, хотя есть записи самого Моне, где говорится "в то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое". Однако в 2014 году, американский астроном по открыткам с видами порта тех времен (сам гаврский порт был разрушен во Вторую мировую войну) и метеорологическим данным за 1872 год доказал, что там изображен все-таки восход, более того, точно указал время и дату - 13 ноября, 7:35.
В качестве последнего штриха к этой истории поясню, что по-французски впечатление - impression. Однако теперь перейдем ко второй части рассказа, к картине, которую можно увидеть в Эрмитаже. Написана она в том же 1872 году, и на ней мы видим всё тот же порт Гавра, только в другое время суток, без всепоглощающего утреннего тумана, через который пытается пробиться свет восходящего солнца.
Более того, судя по цветовой гамме мы видим противоположное, то есть не восход небесного светила, а момент, когда солнце движется к закату, именно тогда оно дает такой приятный, теплый желтый цвет. Как же эта картина оказалась в Эрмитаже? Она происходит из собрания немецкого коллекционера Отто Кребса, которую тот спрятал в секретном хранилище, и только спустя несколько лет после окончания войны (в 1948 году) она была обнаружена. Впервые картины из этой коллекции были показаны на выставке Трофейного искусства в Эрмитаже в 1995 году.
Но вернемся к эпохе, когда были написаны эти замечательные полотна: то было время быстрых изменений в обществе и резкого скачка в научно-техническом прогрессе, причем настолько резкое ускорение человечество переживало впервые в своей истории (известной, по крайней мере). Импрессионисты как раз и отражали это веяние времени - они писали картины быстро, отображая повседневность и изменчивость. Отсюда и кажущаяся незаконченность и как будто эскизность их картин.
Спасибо, что дочитали, надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #искусство #импрессионизм #культура #клодмоне #искусствоведение #мировоеискусство