Антон Богданов («Реальные пацаны») поставил кино по знаменитой книжке Льва Давыдычева 1962 года. Еще одно подтверждение тому, что приличные детско-юношеские фильмы в «новой России» умеют делать лишь на советском материале (исключения есть, «Класс коррекции», «Страна Саша» и т. д., но их мало). Причины, думаю, пояснять не нужно.
Не сказать, что «Иван Семёнов: Школьный переполох» очень хорош, но смотреть можно. Если бы его не подпортило бездумное использование американских клише, было бы лучше.
В 1962 году вышла книга Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника». В 1964 году был мультик «Жизнь и страдания Ивана Семёнова», затем кино «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова — второклассника и второгодника» (1966). Фильм делали в Перми, на родине писателя.
Новая экранизация тоже пермская, да еще снята местной звездой Антоном Богдановым. Правда, пока не скажешь, что это заслуженный режиссер. Участие в слабейших «Елках-8» скорее в минус, «инклюзивный» «Нормальный только я» собрал оценки скорее за выбранную тему, чем за качество сочинения.
Главное перетерпеть первые девять минут фильма, в которые нам показывают не особо смешные приключения мальчика-мажорика Ивана Семенова в дорогой гимназии. Там он с ходу произносит программное: «Плохо. Не жизнь, а учеба». Но пока не смешно. Особенно после устроенного в прологе «хлопка», как сейчас говорят в ведомствах.
Веселее, когда после разговора с неприятными богатыми родителями пацан узнает, что его из элитной гимназии переводят к обычным детям, и видит хоррор-сон про бесплатную школу, похожую на исправительную колонию в постэйпокпанк-стиле. Позже комедийный хоррор будет разыгран в стиле фильмов похитителей тел, когда мальчику за хулиганство пообещают перевод в спецшколу.
И таких арт-фантазий тут много. Очень хорош внезапно возникающий Дядюшка Лень, похожий на сказочных воображаемых друзей советских школьников, типа Друга Пиши-Читай или Оле Лукойе, убеждающий пацана в бессмысленности выполнения домашних заданий. Роман Попов в этой роли прекрасен, его появление вполне по канону и даже лучше (в книге была лень-матушка).
Арт-вывихи сознания Ивана, пожалуй, лучшее в этом фильме. Не всегда они касается советской литературной основы, чаще это просто знание автором универсального языка.
В одной из фантазий Ивана – камео Антона Богданова в роли ведущего церемонии «Восьмерка года» (Иван получил оценки 3 и 5, сложил и доволен) с штуками про Пермь: «Это же Пермь? Просто так сразу не скажешь: в зале так много приличных людей, ни одного человека в спортивном костюме».
В фильме неплохо работает саундтрек, от «Малая сияй» VAVAN до «Лесного оленя», что поет школьный хор. Также, как и должно быть в приличном подростковом арт-мейнстриме, грезы героя сопровождает веселая анимация, в которой заметную роль играют буквы и цифры, что снова отсылает к мультсерии «Наш друг Пиши-Читай».
Не обходится и без прогулочной презентации Перми. Здесь я снова отмечу, что уже не первый регион экранизирует свою советскую классику. А мне, как жителю Екатеринбурга, немного завидно: хотелось бы увидеть на экране приличный фильм по книге Владислава Крапивина.
Фильм неплох и традиционным для школьных историй соревнованием. Дети участвуют в конкурсе изобретений. И тут Иван совершает подвиг, который бывает только в сказке и не по силам ни Роснано, ни прочим заместителям импорта: признается, что его изобретение – шарлатанство.
Фильм в целом вышел добротным. Но закончить придется на печальной ноте. Самое унылое в этом кино, что не красит ни авторов, ни Пермь, по-хорошему заметный город в российской культуре, огромное количество иностранщины. Куда ни глянь, наткнешься на WOW!, $, Cool, Love, No Problem и прочий подобный мусор.
Заканчивается кино мюзикл-эпизодом, который американизирован так сильно, словно авторы намеренно вызывают тошноту у тех, кто в советском детстве читал книгу про Ивана Семёнова. Напоследок добивают косплей-сценой в честь фильма «Мстители: Война бесконечности».
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!