В музейно-выставочном комплексе «Галерея искусств Зураба Церетели» 6 декабря яблоку негде было упасть (очень даже символично, учитывая фруктовое одноименное название одного из залов музейно-галерейного пространства).
Специалисты, тонкие ценители искусства, журналисты и, конечно, главные действующие лица – авторы представленных работ - и их коллеги, художники, посетили торжественную церемонию открытия Юбилейной художественной выставки регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств.
Члены Союза художников России, мастера исключительного дарования, харизматичные и известные живописцы, графики, скульпторы представили лучшие свои работы, отражающие безграничные просторы земли сибирской, природу так до конца и не познанного Урала, портреты земляков, в чьих глазах запечатлена красота Дальнего Востока.
Председатель ВТОО «Союз художников России» Андрей Николаевич Ковальчук поздравил организаторов, участников и гостей с открытием замечательной выставки и заметил, что, глядя на представленные произведения и имена художников, понимаешь, как же глубока и сильна традиция нашего российского искусства.
По мнению выдающего скульптора современности, народного художника РФ А.Н.Ковальчука, коллеги из СХР и РАХ на Урале, в Красноярске представляют единый организм, служащий тому, чтобы лучшие мастера страны вели за собой молодых; систему, которая приобретает сегодня новый статус и развивается.
Андрей Николаевич с грустью и благодарностью вспомнил почившего председателя Красноярской региональной организации ВТОО «СХР» Ануфриева Сергея Евгеньевича, который много сделал для процветания искусства в своем родном крае. «Но жизнь продолжается, и новый путь будет хорош и полон достижений, - оптимистично завершил свою речь председатель Союза художников России.
Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели, чье появление вызвало восторг и бурные аплодисменты в зале, поблагодарил собравшихся за внимание и преданность искусству и заявил, что основной общей задачей РАХ и СХР является поддержка и развитие начинающих мастеров при том, что старых художников не бывает: с годами появляется лишь мудрость и оттачивается профессионализм.
Зураб Константинович убежден, что русское искусство важно сохранить, а также нужно сотрудничать с художественными вузами, школами, чтобы направлять детей в правильное русло. «Раньше искусство считалось богатством страны, а не нефть и алюминий. Это мышление надо вернуть. Художники должны создавать музейные ценности. А они могут: у нас очень талантливая молодежь. Мы должны заниматься ими, помогать, развивать», - резюмировал народный художник РФ и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» З.К.Церетели.
Выставка получилась прекрасной!
«Светоотражающие» картины-абстракции якутского художника Михаила Гаврильевича Старостина, виртуозно моделирующего пространство и форму, провоцируют рождение у зрителей метафорических ассоциаций. Его работы созерцательны и гармоничны, несмотря на давящий внешний хаос. «Пустота и безмолвие» Севера в творениях М.Г.Старостина впечатляют, обезоруживают, настраивают на мудрое смирение или рефлексию. Выраженный посредством художественных средств целомудренный островок северной цивилизации рождает новые смыслы и придает сил жить, творить, любить...
Триптих «Тайная вечеря» мастера офорта, омского художника-графика Андрея Николаевича Машанова (за который он получил в 2018 году серебряную медаль РАХ!) самодостаточен, благороден и «прозрачен». Произведение создает атмосферу тишины, чего-то древнего и светлого. Это божественный мир, где есть вечность и истина, любовь и жертва. Сакральная орнаментальность, эстетика цвета и творческий космополитизм автора вдохновляют.
«Заледеневшие берега» и «Весенние льды» красноярского художника-пейзажиста Бориса Яковлевича Ряузова выразительны и воздушны. В его картинах столько оттенков белого и так витальна фактура, что происходит пробуждение чувств…самых потаенных. Любовь мастера к родному краю трогает и будто бы становится осязаемой.
Притягивающий внимание гиперсовременный триптих «Чукотская баллада» магаданского художника Константина Борисовича Кузьминых, работающего в жанрах станковой живописи и графики, воплощает северную тему свободно, символично, с уважением к национальным традициям мистического Дальнего Востока. «Артист кисти» Константин Борисович, возглавляющий региональное отделение СХР, организовал Международный фестиваль косторезного искусства в Магадане и отделение косторезного мастерства в областном колледже искусств.
Авангардные скульптуры художника-керамиста из Ханты-Мансийска Галины Михайловны Вигель: небесные и красные кони, волшебные рыбы - отправляют зрителей к древним сибирским мифам, фольклорным истокам народов ханты и манси, традициям старинного угорского литья, которые бережно сохраняет и «исповедует» автор. Север духовен, богат и непостижим – об этом скульптурные композиции Г.М.Вигель.
Мастер добивается максимального проявления выразительного потенциала шамота, цветовые решения в ее работах разнообразны и привлекательны. Изящные народные скульптуры словно исполняют «первобытную симфонию», звучание которой так близко художнику. Мифологические рыбы и животные, украшенные глазурью и золотом, пластичны и экспрессивны, они символизируют единство духа и души как и легенды Югории.
Пейзажи красноярского художника, члена комиссии по живописи СХР Валерьяна Алексеевича Сергина романтичны и эмоциональны. Автор мудро передает в них тончайшие оттенки состояний матушки-природы. Сибирская тема раскрывается в его картинах во всем ее многообразии, через призму философии постигшего истину человека. Свою любовь к поэзии и музыке В.А.Сергин передает в живописи. Природа для художника – храм, поэтому и творения его значительны и содержательны.
Грандиозный «Великолепный Избасс» красноярского художника Николая Иосифовича Рыбакова; восхищающий эстетикой цвета и концептуальностью «Эскиз красного поля с крестом и серпом» новосибирского живописца, акварелиста Вадима Викторовича Иванкина; преображающие действительность живые натюрморты и пейзажи якутского художника, иллюстратора Дюлустана Афанасьевича Бойтунова и другие экспонированные шедевры можно долго, красочно и словообильно описывать, однако лучше самому прийти, увидеть и пропустить через себя искусство великих – оно того стоит!
Карина Погосова