На самом деле, я не то, чтобы любил данный жанр фантастики – просто читать про компьютеры и прочее, при этом работая в IT – ну такое себе удовольствие, как мне кажется. Нет, я не против, когда в какой-нибудь книге описывают то, что «герой взломал то-то и то-то, заставил компьютер противника сделать то, что ему было нужно и так далее». А уж если из этого можно сделать что-то смешное… Вон, главный герой «Капитана Удачи» супругов Людмилы и Александра Белаш – личность человека, записанная на особый носитель. Для него взломать какое-нибудь устройство, имеющее беспроводной интерфейс – быстрее, чем для меня написать эту фразу. У него был хороший учитель, там, где из них пилотов делали. И Фортунат Кермак потом не раз это всё делал. Получалось, кстати говоря, интересно. Но это – не киберпанк, хотя атрибуты его в книгах про этого парня и есть – «High Tech – Low Life». Просто эти книги слишком… оптимистичны, там нет такой… безнадёги, которая присуща киберпанку, нет «транснациональных корпораций», которые и правят миром, и самое главное… есть у жанра ещё одна черта, о которой немного позже. Но в книгах супругов Белаш такой гадости просто нет – и это хорошо.
Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!
Собственно, я читал, например, «Нейроманта» и «Мону Лизу овердрайв», Уильяма Гибсона. И вот там всё это было, просто во все поля. В том числе и то, что мне очень сильно не понравилось. Так вот, давайте поговорим о том, что такое настоящий «Low Life» в жанре «киберпанк»…
Вот достаточно просто открыть список главных героев романа Уильяма Гибсона «Нейромант». Кстати, этот роман и есть эталон настоящего киберпанка. Более того, именно с этого романа жанр и пошёл, а сам Гибсон – отец этого жанра. Конечно, можно было бы выложить цитату о том, кто есть кто в этом романе, но я попробую написать своими словами. Все герои романа (ну, большая их часть) – люди, скажем так, с самого «дна» общества. Понятное дело, что всё, что их окружает – как раз, то самое «дно». Если сказать ещё пару слов о «Капитане Удача», то именно такого там и нет. Да, в других книгах этой Вселенной описано «дно» – например, сквот, в котором укрывалась «семья» Чары, когда они похитили Селену, системщицу из Баканара. Но даже там не было ничего, столь отталкивающего, как в настоящем киберпанке.
С чего бы начать? Наверное, начать можно с того, что киберпанк – это разного рода… нехорошие «вещества», употребление которых гарантированно убивает. Далее, это разного рода «люди с пониженной социальной ответственностью», если кто-то понимает это предложение. Кстати говоря, если брать жанр киберпанка, то именно этой стороне общества почему-то уделено очень много внимания. Причём, как правило, почему-то именно с разного рода… девиациями, которые можно описать словами демона Ааза, когда он рассказывал Скиву о своём измерении Извр (это из «Корпорации М.И.Ф.» Асприна). Помните – «Одни нас называют «извергами», другие…» – другим словом, которое, наверное, тут не в почёте… Так вот, если вспоминать ту же «Мону Лизу овердрайв», то пример этого дела есть почти что в начале романа. И выглядит это всё, откровенно говоря… неприятно.
Ещё одной неотъемлемой чертой киберпанка является… Япония. Нет, действие романов не происходит в Японии, просто очень сильна «японификация» общества. Например, часто присутствуют японские компании, их принципы работы, немало в кадре самих японцев, звучит японская речь. Почему именно так – вполне себе можно предположить, что авторы – в частности, сам Гибсон, считали, что именно Япония станет таким центром распространения всего нового и высокотехнологичного в том мире. Ну вот тут можно и не согласиться – дело в том, что в реальности Япония сама по себе мало что изобретает. Довести что-то до идеала – да, они это могут. Более того, они это делают очень хорошо. Но вот самим что-то создать «с нуля»… Хотя, это уже не для этого канала. Так что – то, что в киберпанке немало всего японского – это в порядке вещей…
Но, вообще, если верить словам самого Уильяма Гибсона, то его целью было описать… социологию интернета. Мол, как оно будет выглядеть в будущем. Одно радует – не так, как он писал в том же «Нейроманте». По крайней мере, я не работаю в «дзайбацу», не живу на самом «дне» и не занимаюсь хакерством…
Самое же главное – это такой жанр, который может нравиться далеко не всем. С одной стороны, как я уже говорил, почитать о проблемах искусственного разума, безусловно, очень интересно. С другой – всё то «фирменное окружение» киберпанка, может, честно говоря, отталкивать…
«Через месяц из-за веществ и чрезмерного напряжения эти постоянно испуганные глаза превратились в бездонные колодцы наркотической жажды. Кейс наблюдал, как, словно айсберг, разваливается на куски ее личность; в конце концов осталась только нездоровая страсть, голый остов пагубной привычки. Она тянулась к очередной дозе с упорством насекомого и напоминала ему богомолов, которые продавались в киосках на улице Сига рядом с голубыми карпами-мутантами и сверчками в бамбуковых клетках.
Кейс посмотрел в пустую чашку на черное колечко кофейной гущи. Оно дрожало – малоудивительно, после амфетамина-то. Коричневую столешницу покрывала тусклая паутина крошечных царапинок. Чувствуя дексовую волну, вздымающуюся вдоль позвоночника, Кейс думал о том, какое бесчисленное количество случайных ударов потребовалось, чтобы создать такую поверхность. «Жарр» был обставлен в почтенной безымянной манере прошлого века, этакая смесь традиционного японского стиля с блеклым миланским пластиком, однако все здесь казалось покрытым тончайшей пленкой, словно расшатанные нервы миллионов посетителей каким-то образом подействовали на зеркала и блестящую прежде пластмассу, оставив на каждой поверхности свой неизгладимый след.»
Это цитата из романа «Нейромант». Самое начало, вторая страница. И такие вещи там показаны довольно часто. Возможно, это сделано, чтобы показать контраст между миром реальным и миром виртуальным. Ну, если такой была идея автора, то… это можно было сделать и другими способами. Например, есть такое произведение, «Витки». Здесь есть и хакерство, и «Контора», и тому подобные вещи – но реальность не описывается такой уж отталкивающей, как в типичном киберпанке. Кстати, кто-то эти «Витки» читал? Как мне кажется, вещь интересная…
Тем не менее, киберпанк – это не только разного рода неприятные вещи. Киберпространство, проблемы искусственного разума и тому подобные вещи. И да, это может быть на самом деле интересным. Сюжет может цеплять и увлекать. Герои и персонажи, несмотря на всё то, что с ними происходит – могут быть приятными и благородными людьми… К сожалению, такое скорее можно увидеть в компьютерной игре по мотивам жанра (которую я недавно раздобыл). Кстати, я писал, что не особо люблю игры, но решил вот, посмотреть, что там и как. И вот там на самом деле есть именно благородные (хотя порой и не особо хорошо выглядящие) герои. Взять того же Джеки Уэллса – из общения с ним можно понять, что он нормальный парень, любит свою маму, любит свою девушку, и вообще. А Джонни Сильверхэнд? Тоже устроил всё это – я про то, как он погиб, не потому, что хотел «дать копоти», а потому, что хотел ещё и отомстить за ту, кого он любил на самом деле. Кстати говоря, есть у меня одна теория, почему в качестве лица для Сильверхэнда, взяли именно Киану Ривза, но про неё, наверное, я напишу следующую статью.
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!