Найти тему

Иллюстрация в 18-м столетии. Символы и эмблемата. Про книжную графику

Рассказывая о книжной графике и о художниках, которые отметились в ранних светских русских книгах и иностранных изданиях с русской тематикой, совсем забыла об одном очень важном издании, которое можно отнести к главному руководству по созданию иллюстраций начала 18 века.

-2

Эта книга «Символы и Эмблемата», вышедшая в Амстердаме в 1705 году. Издание было весьма популярно в свое время, и потому несколько раз переиздавалось.

Создавали сборник Иван Копиевский и Ян Тесинг. Копиевский работал при типографии Тесинга в Амстердаме. Эти имена мы уже упоминали в статье «Притчи Эзоповы» (ссылка в конце статьи).

Издание вышло по указу Петра 1.

Это альбом - на 140 листах изображены эмблемы, 6 на каждом листе, всего 840. С объяснительным текстом на 9-и языках, в том числе славяно-русский. Гражданский шрифт был введен в 1707 году.

Это издание играло огромную роль в 18 веке и в начале 19-го века в работе художников.

Это было пособие, учебник, источник, в котором русские художники «подсматривали» методы изображения исторических, литературных и бытовых сцен.

Учились трактовать те или иные сюжеты. В альбоме описаны области применения мифологических и античных представлений тех или иных явлений и предметов.

Символичное и эмблематичное изображение на 840 рисунках. Даются объяснения и толкования. Художник должен объясняться аллегориями.

В издании 1788 года мы видим новую статью Нестора Амбодика, подробно объясняющие значение символов и эмблем . И каким образом художнику стоит изображать при помощи символов такие понятия как, например, вера, слава, и т.д. Многие символы мы используем и сегодня.

Лавровый венок нам знаком - как символ победы.

Правосудие – «в человеческом образе с завязанными глазами, с весами и шпагой в руках». Другое толкование правосудия в этой книге – « сидящею женой, держащую в одной руке скипетр, а в другой потир; возле неё пук батогов и топор...»

Время представлялось в образе иссохшего старика с крыльями, держащего косу. Это напоминает другой сегодняшний символ.

А вода изображалась в виде девы с серебряными волосами и венком из тростника.

И, конечно, картины из таких символов понятны были только тем, кто знал этот язык, кто был знаком с античным, и за условными образами мог видеть реальный сюжет. А таких было немного.

Но в 18-м веке «Символы и Эмблемата» было чуть ли не единственным руководством для русских художников.

Это издание и сейчас пользуется спросом как у художников так и эзотериков.

Другим источником вдохновения в области русской литературной иллюстрации стали иностранные художники, о которых мы писали. Эти художники путешествовали по России, делали зарисовки с натуры. И, вернувшись домой, публиковали их в различных изданиях. Много интересных жанровых документальных сцен дошло до нашего времени.

Российская глубинка глазами иностранца 18-го века. Про книжную графику

Русский мир глазами иностранцев. Сибирский странник. Про книжную графику

Как немецкий художник в 18-веке окунулся в российскую народную жизнь. Про книжную графику

Русская тема в жанровой иллюстрации в первой трети XVIII-го века. Про книжную графику

Про книжную графику. Притчи Эзоповы

Если Вы любите книги так же как любим их мы — подписывайтесь на наш канал!

Реставрация книг Rеставрация-R.