Найти тему

Евгений Цымбал. Рождение «Сталкера»

Оглавление

В издательстве "Новое литературное обозрение" вышла монография Евгения Цымбала "Рождение "Сталкера": попытка реконструкции". Автор, который был на съёмках фильма Андрея Тарковского "Сталкер" сначала ассистентом режиссера по реквизиту, а позднее - вторым режиссером, в течение почти полутора лет находился рядом с Тарковским по восемь-десять часов ежедневно, без малого на восьмистах страницах рассказывает о создании этой картины и о связи между между биографическими обстоятельствами жизни Тарковского и художественными решениями режиссёра.

Евгений Цымбал. Рождение «Сталкера»: попытка реконструкции. - М.: Новое литературное обозрение, 2022 г. Серия: Кинотексты.
Евгений Цымбал. Рождение «Сталкера»: попытка реконструкции. - М.: Новое литературное обозрение, 2022 г. Серия: Кинотексты.

Приведу пару фрагментов из авторского вступления:

"Книга выстроена в хронологической последовательности: это история создания фильма со вставками из официальной переписки, производственных документов, дневников, интервью, писем участников съемок, фотографий, воспоминаний, фактов, мнений, многие из которых прежде не публиковались. Это позволит увидеть и понять, как периферийные эпизоды в повести Стругацких стали центральными в сценарии, как они трансформировались в ходе съемок и окончательном варианте фильма, как складывались отношения режиссера с Госкино СССР и вообще с властью перед фильмом и в процессе его создания. На фоне каких событий в стране и мире шла работа над фильмом. Как сложно строилась работа со студией, сценаристами, операторами, художниками и другими коллегами. Что приводило Тарковского к острому конфликту с творческим составом съемочной группы. Почему он дважды менял операторов и художников-постановщиков фильма. Как семейные и бытовые обстоятельства влияли на рабочий процесс. Как многократно переснимались одни и те же эпизоды для достижения нужного режиссеру качества изображения, визуального и драматургического эффекта".

Во вступлении Евгений Цымбал пишет :

"Я работал ассистентом режиссера по реквизиту неофициально с лета 1976 года, официально с 20 января 1977 года. Через десять дней после начала натурных съемок Тарковский назначил меня вторым режиссером. Два с половиной месяца я совмещал обе эти должности, а потом полтора года до конца съемок фильма (вместе с Марианной Чугуновой) выполнял ряд функций второго режиссера. Так случилось, что сегодня я один из немногих оставшихся в живых участников создания этого фильма.

Я никогда не был другом Тарковского или близким к его семье человеком, но честно, ответственно и творчески выполнял свою работу. После фиаско первого и второго «Сталкера», когда многие участники съемок ушли или были вынуждены уйти, Андрей Арсеньевич сам пригласил меня в третью съемочную группу. В ней было совсем немного тех, кто начинал с ним работу на «Сталкере» годом ранее.

Эта книга написана на моем собственном опыте. В течение почти полутора лет мне довелось видеть и слышать Тарковского по восемь-десять часов ежедневно. Многие его мысли и решения претерпевали в ходе съемок неоднократные противоречивые и драматические изменения. Считаю своей обязанностью рассказать об этом".

Содержание книги:

Вступление

Предыстория

Исходная ситуация Андрея Тарковского

Исходная ситуация братьев Стругацких

Неожиданный триумф и его последствия

Стругацкие и Тарковский

Завершение "Соляриса"

Недовольство Станислава Лема

Знакомство Тарковского со Стругацкими

Ермаш во главе Госкино

"Пикник на обочине" и замысел "Идиота"

Отказ Юсова и приглашение Рерберга

Надежды, иллюзии и реальность

Мечты об "Идиоте"

Монтаж и злоключения "Зеркала"

Несостоявшийся "Идиот"

Поездка в Италию и переоценка ценностей

Сценарные надежды

Три раунда борьбы за "Зеркало"

Полный поворот кругом

1975 год. Возрождение интереса к "Пикнику на

обочине"

Поездки и премьеры

Тарковский-режиссер "Пикника"

Пролонгация "Гофманианы" и миражи "Идиота"

"Пикник на обочине"- быть или не быть?

Сценарий "Машина желаний"

1976 год

Варианты сценария

Тарковский и Экспериментальная студия

показано с 31 по 60 из 134

Вновь зарубежные миражи

Атака Тарковского-письмо к съезду

Резкие перемены

Неготовность к запуску

От "Машины желаний" к "Сталкеру"

Запуск в производство

Режиссерская разработка

Переход во Второе творческое объединение

Соратники по борьбе

Первые работы по "Сталкеру"

Сценарная эпопея

Трудности с выбором натуры

Путешествие в Среднюю Азию

Замечания Тарковского по сценарию

Недостаток размаха и организационные будни

Очередное бегство в деревню

"Сталкер" в плане студии

Утверждение сценария

Начало подготовительного периода

1977 год

Завершение "Гамлета"

Приближение съемок

Театральные мигрени и поиски реквизита

Землетрясение

Последние приготовления

Павильонные съемки

Найди то, не знаю что

Обретение натуры

Подготовительный штурм

Совместная поездка в Таллин

Работы на съемочной площадке

Запуск в съемочный период

Начало съемок

Работа Тарковского с актерами

Визуальные решения

"Злобы дня" и злоба

Заплыв в темноте и мое назначение

Первый брак и пересъемки

Происшествие с Писателем

Тележка и рулетка

Как догоняли график

Второй брак и третьи пересъемки

"Мене, мене, текел..."

Новый художник-старые проблемы

Время переделок

От десерта до ареста

Хождение по водам

Аркадий Стругацкий на съемках "Сталкера"

Стулья

Перекройка на две серии

Разрыв с Рербергом

Несъемочный период

Другой герой-другой фильм

Загадка пленки

Внешние и внутренние изменения

Новая энергия и новые проблемы

"Сталкер-2": неудавшаяся перезагрузка

Попытки реанимации "Сталкера"

1978 год

Неожиданное предложение

Снова сценарные проблемы

Третий "Сталкер"

Роковой день рождения

Режиссер-и. о. художника

Восстановление здоровья и работа

Возвращение в Таллин

Натурные съемки

Круги и их значение

После "сухого тоннеля"

Встреча с Анубисом

Затяжной конфликт интеллектуалов

Сон Сталкера и его попутчиков

О природе музыки

Прекрасная дама в авто

Операторские предпочтения Тарковского

Застава ООН

Свидание с зоной

Наблюдательность Тарковского

(Не) знакомство с Довлатовым

Дрезина, дымы и птицы

Княжинский и Кайдановский

Взгляд постфактум

Московская натура. У Кащенко

Возведение декораций

Проблемы с плиткой и кафелем

Трудные объекты

Монолог Писателя

Вновь собака, скелеты и бомба

Бар до и после Зоны

Квартира Сталкера. Припадок жены

Заклинание стаканов

Последний банкет

1979 год

Перед Италией

"Сталкер" принят!

Музыка Зоны

Первые впечатления

Иоселиани и другие

События лета

Возвращение из Италии

1980-1981 ГОДЫ

1980

Заключение

Приложение

Стенограмма заседания Бюро Художественного совета студии. Обсуждение материала и сценария художественного цветного фильма "Сталкер".

© Владимир Ларионов

#НЛО #Тарковский #АБС #Цымбал #кинофантастика

Российская литература
0