В издательстве "Новое литературное обозрение" вышла монография Евгения Цымбала "Рождение "Сталкера": попытка реконструкции". Автор, который был на съёмках фильма Андрея Тарковского "Сталкер" сначала ассистентом режиссера по реквизиту, а позднее - вторым режиссером, в течение почти полутора лет находился рядом с Тарковским по восемь-десять часов ежедневно, без малого на восьмистах страницах рассказывает о создании этой картины и о связи между между биографическими обстоятельствами жизни Тарковского и художественными решениями режиссёра.
Приведу пару фрагментов из авторского вступления:
"Книга выстроена в хронологической последовательности: это история создания фильма со вставками из официальной переписки, производственных документов, дневников, интервью, писем участников съемок, фотографий, воспоминаний, фактов, мнений, многие из которых прежде не публиковались. Это позволит увидеть и понять, как периферийные эпизоды в повести Стругацких стали центральными в сценарии, как они трансформировались в ходе съемок и окончательном варианте фильма, как складывались отношения режиссера с Госкино СССР и вообще с властью перед фильмом и в процессе его создания. На фоне каких событий в стране и мире шла работа над фильмом. Как сложно строилась работа со студией, сценаристами, операторами, художниками и другими коллегами. Что приводило Тарковского к острому конфликту с творческим составом съемочной группы. Почему он дважды менял операторов и художников-постановщиков фильма. Как семейные и бытовые обстоятельства влияли на рабочий процесс. Как многократно переснимались одни и те же эпизоды для достижения нужного режиссеру качества изображения, визуального и драматургического эффекта".
Во вступлении Евгений Цымбал пишет :
"Я работал ассистентом режиссера по реквизиту неофициально с лета 1976 года, официально с 20 января 1977 года. Через десять дней после начала натурных съемок Тарковский назначил меня вторым режиссером. Два с половиной месяца я совмещал обе эти должности, а потом полтора года до конца съемок фильма (вместе с Марианной Чугуновой) выполнял ряд функций второго режиссера. Так случилось, что сегодня я один из немногих оставшихся в живых участников создания этого фильма.
Я никогда не был другом Тарковского или близким к его семье человеком, но честно, ответственно и творчески выполнял свою работу. После фиаско первого и второго «Сталкера», когда многие участники съемок ушли или были вынуждены уйти, Андрей Арсеньевич сам пригласил меня в третью съемочную группу. В ней было совсем немного тех, кто начинал с ним работу на «Сталкере» годом ранее.
Эта книга написана на моем собственном опыте. В течение почти полутора лет мне довелось видеть и слышать Тарковского по восемь-десять часов ежедневно. Многие его мысли и решения претерпевали в ходе съемок неоднократные противоречивые и драматические изменения. Считаю своей обязанностью рассказать об этом".
Содержание книги:
Вступление
Предыстория
Исходная ситуация Андрея Тарковского
Исходная ситуация братьев Стругацких
Неожиданный триумф и его последствия
Стругацкие и Тарковский
Завершение "Соляриса"
Недовольство Станислава Лема
Знакомство Тарковского со Стругацкими
Ермаш во главе Госкино
"Пикник на обочине" и замысел "Идиота"
Отказ Юсова и приглашение Рерберга
Надежды, иллюзии и реальность
Мечты об "Идиоте"
Монтаж и злоключения "Зеркала"
Несостоявшийся "Идиот"
Поездка в Италию и переоценка ценностей
Сценарные надежды
Три раунда борьбы за "Зеркало"
Полный поворот кругом
1975 год. Возрождение интереса к "Пикнику на
обочине"
Поездки и премьеры
Тарковский-режиссер "Пикника"
Пролонгация "Гофманианы" и миражи "Идиота"
"Пикник на обочине"- быть или не быть?
Сценарий "Машина желаний"
1976 год
Варианты сценария
Тарковский и Экспериментальная студия
показано с 31 по 60 из 134
Вновь зарубежные миражи
Атака Тарковского-письмо к съезду
Резкие перемены
Неготовность к запуску
От "Машины желаний" к "Сталкеру"
Запуск в производство
Режиссерская разработка
Переход во Второе творческое объединение
Соратники по борьбе
Первые работы по "Сталкеру"
Сценарная эпопея
Трудности с выбором натуры
Путешествие в Среднюю Азию
Замечания Тарковского по сценарию
Недостаток размаха и организационные будни
Очередное бегство в деревню
"Сталкер" в плане студии
Утверждение сценария
Начало подготовительного периода
1977 год
Завершение "Гамлета"
Приближение съемок
Театральные мигрени и поиски реквизита
Землетрясение
Последние приготовления
Павильонные съемки
Найди то, не знаю что
Обретение натуры
Подготовительный штурм
Совместная поездка в Таллин
Работы на съемочной площадке
Запуск в съемочный период
Начало съемок
Работа Тарковского с актерами
Визуальные решения
"Злобы дня" и злоба
Заплыв в темноте и мое назначение
Первый брак и пересъемки
Происшествие с Писателем
Тележка и рулетка
Как догоняли график
Второй брак и третьи пересъемки
"Мене, мене, текел..."
Новый художник-старые проблемы
Время переделок
От десерта до ареста
Хождение по водам
Аркадий Стругацкий на съемках "Сталкера"
Стулья
Перекройка на две серии
Разрыв с Рербергом
Несъемочный период
Другой герой-другой фильм
Загадка пленки
Внешние и внутренние изменения
Новая энергия и новые проблемы
"Сталкер-2": неудавшаяся перезагрузка
Попытки реанимации "Сталкера"
1978 год
Неожиданное предложение
Снова сценарные проблемы
Третий "Сталкер"
Роковой день рождения
Режиссер-и. о. художника
Восстановление здоровья и работа
Возвращение в Таллин
Натурные съемки
Круги и их значение
После "сухого тоннеля"
Встреча с Анубисом
Затяжной конфликт интеллектуалов
Сон Сталкера и его попутчиков
О природе музыки
Прекрасная дама в авто
Операторские предпочтения Тарковского
Застава ООН
Свидание с зоной
Наблюдательность Тарковского
(Не) знакомство с Довлатовым
Дрезина, дымы и птицы
Княжинский и Кайдановский
Взгляд постфактум
Московская натура. У Кащенко
Возведение декораций
Проблемы с плиткой и кафелем
Трудные объекты
Монолог Писателя
Вновь собака, скелеты и бомба
Бар до и после Зоны
Квартира Сталкера. Припадок жены
Заклинание стаканов
Последний банкет
1979 год
Перед Италией
"Сталкер" принят!
Музыка Зоны
Первые впечатления
Иоселиани и другие
События лета
Возвращение из Италии
1980-1981 ГОДЫ
1980
Заключение
Приложение
Стенограмма заседания Бюро Художественного совета студии. Обсуждение материала и сценария художественного цветного фильма "Сталкер".
© Владимир Ларионов
#НЛО #Тарковский #АБС #Цымбал #кинофантастика