Учитель английского Зинаида Петровна двойки и тройки обычно сопровождала внушением: Скажи матери, что сегодня ты не заслужил ужин, ибо не выучил урок! Ей не приходило в голову, что большинство учеников и так не обедают в школьной столовой и лишение ужина чревато дистрофией и ухудшением интеллекта, в большинстве своём и так далеко не блестящего. Вот и автор получал обычно от родителей 20 коп., а обед стоил 35 коп., пирожок с маком, политый сахарной глазурью - 14 коп., круглый коржик с зубчатой каемкой - 9 коп. (могу напутать за давностью). Кровные 20 коп. откладывались для приобретения жизненно необходимых вещей. Например, бензиновой зажигалки за 2 руб. 30 коп., резиновых медицинских жгутов для рогатки (цену не помню, главное чтобы попался жёлтый - серый был менее прочным) или складного ножика с несколькими лезвиями, отвёрткой и штопором аж за 5 руб. Так что оставаться без ужина не хотелось. Впрочем это не помешало в 5-ом классе в домашнем задании тему Moscow - the capital of USSR раскрыть провокационной фразой на английском, что лишь в столице можно приобрести железную дорогу ПИКО из ГДР и кассеты Maxell и Denon из Японии (...the railway model PIKO from GDR and cassette Maxell and Denon made in Japan). Так как-то, сорри за ошибки. Надо сказать, педагогу хватило мудрости и такта ограничиться замечанием о том, что пионеру не пристало интересоваться всякими там мещанскими штучками. Так и так, дескать советскому школьнику подобает восторгаться стандартным набором достопримечательностей - мавзолей, метро, Кремль и олимпийская деревня. Кто бы с этим спорил, но Maxell и Denon на тот момент вызывали более яркие эмоции.
...Лет через 5 или 6-ть после этих событий, в 88-89 г., автор являлся обладателем чудо-аппарата "Радиотехника МП-201" и пары десятков кассет, как отечественных, так и зарубежных (статья о "Радиотехнике" есть на этом бложке). Но вот Maxell и Denon в этой более чем скромной фонотеке не было, в родном городе приобрести их было сложно. Повезло - дружище Павлик, у которого мать работала в сфере советской торговли, предложил как-то Maxell LN90 по двадцатке. Не раздумывая, взял 2 шт., отдав товарищу всю только что полученную стипендию.
Понимал, что Павлик неплохо варится, загоняет друзьям приобретённые по госцене кассеты, не уступая ни копейки. Но что делать - как и другие, брал у него не раз Sony EF90, а позднее ещё и SNC C90. Осадочек всё же оставался :) Дружище Павлик часто бывал у меня дома со своим "Маяком - 233", перезаписывал кассеты. В тот период автор располагал самодельной цветомузыкой, собранной ещё в 10-ом классе. Была тогда мода на такие устройства, если кто помнит.
Для тех, кому покажутся интересными технические подробности - контроллер был собран на микросхеме К155ЛА3 и вездесущих КТ-315. Устройство управляло тиристорами КУ-202Н и имело 10-ть программ переключения 4-х цветовых каналов.
Цветомузыка была собрана в аккуратном корпусе из чёрной пластмассы, на который пошла в распил отжатая у кого-то верхняя крышка от старого катушечника ""Комета". На переднюю панель помимо сетевого выключателя были выведены 10-ти кнопочный переключатель программ и 4 неоновые лампочки, подключенные на выходы каждого из цветовых каналов. Для цветомузыки был куплен за 35 руб. готовый экран на основе 220-ти вольтовых ламп в стеклянных цветных колпаках, скрытых за двумя полукруглыми вставками из структурированного полупрозрачного полистирола. Смотрелось цветомузыка довольно эффектно, так мне казалось.
Видимо и другим самоделка тоже нравилась. Во всяком случае, как-то в процессе перезаписи кассет дружище Павлик неожиданно предложил бартер - поменять это чудо инженерной мысли на 4 кассеты Maxell LN90. Выторговать ещё одну штуку не получилось - дружба дружбой, а табачок кассеты врозь. Логика его была проста - по госцене 4 кассеты стоили столько же, сколько экран. Труд и радиодетали, а также муки творчества и время, затраченные на создание самоделки, в расчёт не принимались. Вот он, оскал зарождавшегося в конце 80-х пещерного капитализма... Пришлось согласиться на грабительскую сделку, тем более что найти Maxell LN90 дешевле 20 руб. было трудно.
Так я стал счастливым обладателем 6-ти кассет Maxell LN90 (2 шт. были у того же Павлика куплены). Эти аудиокассеты до сего дня в целости и сохранности. Сожалений о бартере, совершенном более 33-х лет тому назад, разумеется нет.
Первые две Maxell LN90 были записаны в студии звукозаписи. Малоизвестная группa HolyTerror, единственный, если не ошибаюсь, альбом 88-го "MindWars", причём концертная запись. Вещь крайне неординарная, мало на что похожая и потому запоминающаяся. Жаль качество записи изначально не айс. Помню расстроился, когда впервые прослушал принесённую из студии кассету. Позднее понял, что найти более качественную копию записи этого альбома не удастся, даже в настоящее время на общедоступных ресурсах. Композиция "NoResurrection" выше всяческих похвал, филигранные гитарные рифы в переплетении очень спорного в своей неоднозначности вокала. Гениальная вещь, на скромный взгляд автора достойная встать рядом Великим Slayer 86-го... Далее с большим удовольствием прослушал выборочно композиции из альбомов полузабытых Apocrifa, Vendetta, Sodom, Flotsam&Jeatsam, ViolentForse, Assassin, NapalmDeath.
Качество записей не изменилось, в данном случае язык не повернулся бы сказать обратное. На одной из Maxell LN90 неувядающий альбом Metallica "... And Justice For All". С 88-го этот альбом всегда был в домашней фонотеке, на кассетах от Свема МК60-1 до старой Sony CHF, пока нашёл последнее достойное пристанище на Maxell LN90. Прекрасное звучание, не всякая магнитная плёнка достойна нести записи Метлы... Кассету Maxell LN приятно держать в руках. Оригинальный, но в то же время не вычурный дизайн. Были ли ещё кассеты с квадратными окошечками под катушки, кроме Maxell LN? Кажется да, если не ошибаюсь это SANA. Но сравнивать её с Maxell LN было бы святотатством. Прошло 33 года, а Maxell LN всё ещё хранят ни с чем не сравнимый аромат свежераспечатанной аудиокассеты. Ну может слегка приглушённый, как обоняние после COVID-19. Бесшумный лентоукладочный механизм. Что касается магнитной плёнки - стоит ли заморачиваться с хромом, если в запасе есть пара Maxell LN? Пленка заметно темнее тех же TDK D, ракорд помечен стрелочками по направлению движения и литерами А и В. Вряд ли возможно оказаться равнодушным к этой кассете, в которой просматривается вершина инженерной мысли и дизайнерского искусства в одном флаконе...
...Ещё несколько композиций из довольно тусклого альбома KingDiamond 88-го "Them" и пожалуй погружение в прошлое с кассетами Maxell LN близко к завершению. Пора возвращаться из безмятежного золотого конца 80-х в наше тревожное время...
Спасибо, если дочитали очередное чтиво об аудиокассетах и разделили связанные с ними эмоции и впечатления!