Найти тему

Главный релиз Nintendo Switch. Обзор Persona 5 Royal

Persona 5 Royal — главный релиз на Nintendo Switch за все время его существования, а также одна из главных японских игр поколения. Всё? Все, кто хотел, уже написали гневную простыню в комментариях? Отлично. А теперь, пожалуйста, прочтите этот текст до конца. И когда закончите — вы поставите лайк и пойдете покупать Persona 5 Royal.

Начнем мы, пожалуй, с базовых вещей. У кого то явно возникнет вопрос: “ДА ЧТО ТАКОЕ ЭТА ВАША ПЕРСОНА И ОТКУДА У НЕЕ ТАКИЕ ОЦЕНКИ?!”. Persona — это в первую очередь JRPG в редком для жанра стиле городского фэнтези, сюжеты для которой в основном черпают своё основное вдохновение из трудов Карла Юнга и описанных им архетипов. Первая часть явила свой лик миру в 1996-ом году и изначально являлась продолжением экспериментов с серией Shin Megami Tensei. Однако, в последствии, франчайз сумел не только найти свою идентичность внутри всего жанра, но и по узнаваемости превзойти материнскую серию. За сценарий первых игр отвечал эпатажный мужчина по имени Тадаши Сатоми, а геймплейно первые три части (две из которых, к слову, имели цифру два в названии) были приближены к классическим JRPG про исследование подземелий. Но все изменилось в 2006 году с выходом полноценной третьей части и сменой основного состава разработчиков. Именно Persona 3 определила нынешний лик франчайза, но более подробно об этом мы поговорим в другой раз.

-2

Сейчас же стоит отметить, что до недавнего времени основные игры серии выходили исключительно на консолях от Sony. На Nintendo же выходили исключительно спин-оффы с измененным геймплеем и сомнительной каноничностью.

Но, в 2022 году произошло то, чего поклонники просили очень — современная трилогия Persona (c третьей по пятую часть) выходит на Nintendo Switch. Причем начинается выпуск именно с Persona 5 Royal. Порядок выхода может показаться странным, но сейчас мы объясним, почему для современного игрока он является самым верным.

О разработке пятой части впервые заговорили еще в 2011 году, а первый официальный анонс состоялся в 2013. Сама разработка сопровождалась аж двумя переносами, что для Atlus нетипично, а также финансовыми трудностями. Сложились эти трудности из двух серьёзных факторов — не самая большая прибыль Shin Megami Tensei 4, а также растущие на глазах бюджеты будущей Persona 5, которая сначала должна была стать эксклюзивом PS3, но впоследствии было решено выпускать её и на PS4, на что уходили дополнительные деньги и ресурсы. Строго говоря, во времена разработки Persona 5 и релиза Shin Megami Tensei 4, Atlus уже были на грани банкротства и имели очень большой долг в несколько сотен миллионов. Какое-то время даже ходили слухи о продаже издателя компании Nintendo.

Однако спасли их в итоге Sony. Конечно, официальных заявлений об этом не было, но довольно очевидно, что в разработку Persona 5 много денег вложили именно они, что подтверждает долгая и очевидно вынужденная эксклюзивность франчайза.

-3

С горем пополам оригинальная Persona 5 добралась до Японии в сентябре 2016-го года, а до остального мира только в апреле 2017-го эксклюзивно на PS3 и PS4. Игра была крайне тепло встречена как критиками, так и игроками, став самой высоко оцененной игрой в серии и на платформах, куда она выходила, а также самой продаваемой игрой во франчайзе. В таких условиях, естественно, Аtlus не могли не удариться в максимальную монетизацию новоиспеченного хита. В ход пошло все — от очень дешевой и посредственной аниме-адаптации, до спин-оффа в жанре Musou и расширенной версии игры за полную стоимость.

-4


Но, давайте к ней уже наконец и перейдем к самой игре. Стартует Persona 5 Royal с места в карьер — молодой парень в стильном костюме пытается бежать с места ограбления под бодренькую смесь эйсид джаза и рока, но в самом конце терпит неудачу. Полиция и местные федералы ловят его и запирают в комнате допросов с выключенными камерами. В ней молодого человека накачивают наркотиками, в процессе перечисляя то, в чем его обвиняют: кража со взломом, шантаж и даже убийство.

Именно так игрока и знакомят с персонажем. Имя вы ему выберете самостоятельно, но позывной у него будет Джокер. И, именно в этой комнате допроса он расскажет свою историю о Призрачных Похитителях Сердец. Историю об испорченных людях, предрассудках и искуплении. Историю о банде подростков-изгоев, которые осмелились бросить вызов откровенно испорченному обществу, а также своим внутренним демонам.

Градус поднимаемых тем внутри основного сюжета довольно высок — от школьного учителя изверга, действия (скажем так, определенного характера) которого доводят одну из школьниц до попытки суицида, до политика с манией величия и идеями идеализации и исключительности японского общества.

-5

В целом стоит отметить, что сюжет Persona 5 поднимает очень много фундаментальных, и по настоящему взрослых вопросов, таких как восприятие обществом человека с судимостью, принятии гнева, подростковой любви, проблем детей богатых родителей и непонимания концепции справедливости. И все это в рамках по-настоящему большой игры на более чем 100 часов прохождения. Не говоря уже о том, что большая часть этих вопросов раскрываются глубже и правильнее именно в Royal-версии.

Тут стоит сразу внести ясность — Persona 5 и Persona 5 Royal сюжетно отличаются. В рассматриваемой нами обновленной версии он значительно расширен и дополнен целым новым актом, а также двумя новыми концовками. Ну, и, само собой, связанными с этим двумя новыми персонажами — психологом Такуто Маруки и гимнасткой Касуми Йошидзавой. Они появляются почти в начале основного сюжета и выглядят там настолько органично, что поневоле задаешься вопросом: “А не вырезали ли их на какой либо из стадий разработок?”.

Немного более вымученно смотрится новая глава, события которой разворачиваются после основной истории, однако это только лишь на первый взгляд. Сюжет новой главы Persona 5: Royal на голову выше основной истории. Всё-таки тема второго шанса для всех звучит очень свежо для индустрии. Пересказывать главу целиком, а уж тем более спойлерить события дополнения к основному сюжету мы не будет, ведь рискуем полностью сломать экспириенс. К такому нужно прийти самому, поверьте. Концовка игра — это одна из немногих в наше время вещей, которые заставляют искренне задуматься над выбором и не выглядит как типичное черно-белое полотно.

О сюжете персоны можно говорить долго и очень подробно, уходя в разбор, например, каждой арканы Таро, что присвоена вашим Конфидантам, однако делать этого, мы опять же не будем. Лишь еще раз настойчиво повторим — сюжет и его подача просто великолепны и заслуживают внимания каждого геймера.

Но, в первую очередь, Persona 5 Royal — это игра, в которую хорошо бы играть с удовольствием. История знает достаточно примеров хороших сюжетов, поданных через откровенно слабый геймплей. Те же Drakengard или Spec Ops: The Line не дадут соврать. Но, у нас тут случай другой. Глобально, геймплей Persona 5: Royal можно поделить на две части: Повседневность и Деятельность Призрачных Похитителей Сердец.

В Повседневности игроку натурально придется жить жизнью обычного японского школьника. Здесь в силу вступает главная механика франчайза — тайм менеджмент. Время в этой игре не статично и неумолимо движется вперед. Если герой сходил на занятия, то в игре прошло полдня. После уроков вы решили заглянуть на подработку и часть времени также прошла. После подработки решили позаниматься уроками — уже пора спать, завтра новый день. И в этом вся прелесть Persona 5 Royal — она заставляет учиться четко распределять игровое время для того, чтобы успеть сделать и увидеть как можно больше.

-6

А смотреть тут, уж поверьте, есть на что. У вас в распоряжении мало того, что, хоть и разделенный на локации, но довольно стильно сделанный Токио (кстати первый настоящий город в серии, в предыдущих частях города были вымышленные прим. Автора), так еще и куча активностей в нем разной степени полезности для персонажа: от походов в кино, чтобы прокачать свою доброту за просмотром мелодрамы до мейд-кафе и джаз клуба, куда можно водить сопартийцев ради прокачки их персон.

Успеть увидеть весь контент и прокачать все социальные связи за одно прохождение будет попросту невозможно, на это просто не хватит внутриигрового календаря. Но в этом и ценность Persona 5 Royal, ведь она учит расставлять приоритеты.

-7

И тут, мы уверены, у вас в голове возникает вопрос: “Что еще за социальные связи такие?”. А это является второй главной механикой игры. В жизни главного героя, так или иначе, принимают участие разные люди, с которыми нужно будет выстраивать отношения (в том числе и романтические). Отношения эти построены полностью на общении и социальном взаимодействии. Не все они доступны с самого начала, и не ко всем можно будет обратиться сразу.

Например, чтобы развивать социальную связь с бывшим якудза Иваем, необходимо иметь прокачанную храбрость. Низкий уровень знаний же не позволит вам продвинуться в общении с Макото Ниджимой.

Конфиданты в игре не только полезны тем, что по сути являются набором небольших, хорошо скроенных историй в рамках основного сюжета, но еще и двигатель боевого прогресса, ведь каждый уровень конфиданта — это всегда какое-либо полезное умение в бою. Например, прокачка социальной связи с опальным политиком Йошидой значительно повлияет на результаты переговоров с демонами, а от молодого геймера Оды вы узнаете как лучше обращаться с огнестрельным оружием. Так же, чем больше социальных связей вы прокачали, тем больше могущественных персон вы можете создать в бархатной комнате (за каждый максимально прокачанный конфидант по одной, если быть точным).

Исходя из этого, как вы уже могли понять, что не только боевыми характеристиками нужно заниматься в рамках развития главного героя. В Повседневности главенствует другая парадигма — социальные характеристики. Всего их пять, и желательно преуспевать в каждой: так и социальных связей будет больше, и вы, наконец-то, сможете увернуться от брошенного в вас мела на уроке. Хотите повысить интеллект? Читайте правильные книги по пути в школу и разгадывайте кроссворды по вечерам в Леблане, кафе или на чердаке, где проживает главный герой. Доброты не хватает? Заведите цветок и ухаживайте за ним, или же устройтесь работать в цветочный магазин. Мужества хотели набраться? Ну, проверьте себя на прочность, сдав себя на опыты в клинику Тае Такеми недалеко от леблана. Харизму вам повысит внезапное пребывание в бане и работа помощником бармена в баре Crossroads, а ловкости рук можно набраться, если посвящать вечера разработке инструментов на рабочем столе у себя дома.

Разнообразие активностей в повседневном режиме впечатляет. Многие из них даже сопровождаются мини-играми, такими как дартс, например. Жаль, что бильярд не завезли, ведь в самой игре он есть и влияет на силу технических атак и боевые характеристики, но играть в него самому нельзя, а лишь смотреть кат сцену.

-8

В целом Повседневный режим в Persona 5 Royal проработан настолько, что его можно и отдельной игрой выпустить и никто и не заметит подвоха, ведь между боевыми сегментами, при желании, в нем можно провести и по 5-6 часов, делая это с удовольствием. Но мы все же играем в JRPG, следовательно пора перейти к рассказу о другой стороне жизни главного героя.


Сюжетно наличие в игре сражений, подземелий и прочего всего “боевого” обосновывается довольно интересно. Наш мир номинально поделен на две части — материальный и т.н когнитивный (
он же бессознательный или же Метавселенная прим. Автора). И вот, в последнем, по старым заветам давнего друга всех сценаристов Atlus Карла Юнга, бродят Тени — материализованные негативные черты людского сознания и поведения. Некоторые настолько сильны, что образовывают вокруг себя целый Дворец, где отражены все пороки конкретного человека, и где определенно есть сокровище — катализатор этих самых пороков и испорченных желаний. У школьного учителя Сугуру Камошиды, к примеру, это сокровище выглядит как медаль, возвышающая его до величия короля в школе. А еще вокруг его тени в его замке постоянно вьется полуголая школьница Анн Такамаки, которую реальный Камошида все никак не может затащить в постель, и срывает нереализованные планы на её лучшей подруге, доводя последнюю до попытки суицида. Именно это событие становится триггером для главных героев “изменить его сердце” — украсть сокровище из Дворца, заставив тем самым признать Камошиду всего его грехи, раскаяться и понести наказание согласно УК Японии.

-9

Процесс этот построен по фактически стандартным лекалам японских RPG. По своей сути Дворец — это заранее сгенерированный данж с набором врагов, мини боссов и загадок. Всего в игре таких 7 штук, размазанных по основному сюжету. Их главное отличие от предыдущих частей серии — данжи в Persona 5: Royal, наконец-то интересно изучать. Это больше не набор коридоров с разными текстурами стен, как , например, в 4-ой части. Теперь и механик внутри подземелий стало больше, ведь, строго говоря, почти у каждого есть своя — будь то беготня в форме мышей на лайнере, путешествия по картинам в музее или же решение загадок в стиле Индианы Джонса. Но, зато, как и в четвертой части, на прохождение Дворца дается сюжетно обоснованный дедлайн, зависящий от игрового времени (не от реального, не волнуйтесь). Но если вы до него не успеете — игра закончится и откинет вас на ближайший сейв.

-10

Однако, не только изучением предстоит заниматься, но ещё и драться. Боевая система здесь полностью пошаговая и классическая для серии. Основная её механика — это слабости врагов к различным видам урона. Задев такую, вы получаете дополнительный ход, который можно потратить самостоятельно, или передать сопартийцу, повысив ему урон. Если и сопартиец сможет ударить по вражеской слабой точке, то он тоже имеет право передачи хода или повторного действия, а если таковых передач наберется 4, то применение навыков персон не будет стоить ничего. А если поразить по слабым местам всех врагов, то команда окружит недругов, пафосно ткнув им в морду огнестрел. Здесь у вас есть выбор — либо поговорить с врагом по душам, что приведет к тому, что он либо даст что то ценное или вообще присоединится к набору персон главного героя, либо даст возможность провести мощную и безумно стильную All Out Attack. Также вывести противника из строя можно критическими и техническими атаками. И, если с первыми все просто — есть определенный шанс критического урона, то вот со вторыми интереснее. Спровоцировать Техничный урон можно комбинацией из приемов. Например, на врага, который страдает от ожогов накинуть скилл с ветряным уроном.

-11

Ну, и последнее, что есть в бою — это “Шоутаймы”, которых не было в базовой версии игры. Эти приемы персонажи изучают в процессе сюжета. Представляют собой они, в первую, очередь визуальную феерию из пафосных катсцен и отсылок на различное медиа. Это нужно видеть самому и много говорить о них мы не будем - спойлеры не любит никто.

Инструментов нанесения урона глобально в Persona 5 Royal три — оружие ближнего боя, сами персоны и огнестрел (который в серию вернулся как отдельный класс оружия впервые. Последний раз он был только в самой первой части. прим Автора). И, если с первым и последним все относительно ясно — покупаем у Ивая или находим в подземельях, то о Персонах давайте подробнее.

У каждого вашего сопартийца есть фиксированная Персона, максимально подходящая его внутреннему Я. Её нельзя изменить, но она может эволюционировать, если прокачать социальную связь до максимума. Однако, главный герой, что типично для серии, обладает возможность эти самые персоны менять, брать на свою сторону новые и создавать более мощные в Бархатной Комнате.

-12

Бархатная Комната в каждой части выглядит по разному, в зависимости от общего настроения сюжета игры. В пятой части она выглядит как тюрьма, а главный герой её не посетитель, а узник. Населяют её всегда одни и те же люди - старец с томным голосом Игорь и его помощники. В ранних частях помощник зачастую был один. Здесь же их двое - Кэролайн и Жюстин, которые действуют как тюремные охранники, в то время как сам Игорь сидит за столом надзирателя. Внешний вид комнаты отражает то, как главный герой и другие Призрачные Похитители Сердец чувствуют себя плененными правилами и ожиданиями общества, и обращаются к преступным действиям, чтобы осуществить свое желание свободы. Именно здесь раскрывается главная игровая механика всей серии - скрещивание персон, за которой можно провести не один, и не два часа, подбирая себе наиболее подходящий набор ментальных спутников для борьбы с врагами. И процесс этот намного интереснее, чем кажется. Потенциал “селекции” персон огромен, как и количество вариантов их создания. Никто, например, не запрещает создать персону с максимально возможным набором сопротивлений к различным видам урона. Или же создать набор персон с ярко выраженными специализациями по нанесению разных видов урона. На возможность создания определенной персоны как раз таки влияют успехи в Конфидантах — без полной прокачки вы не сможете создать определенные виды персон.

Также здесь можно не только создавать новых персон, но и тренировать уже имеющиеся, призывать ранее созданных, а еще и отточить боевые навыки в опциональных сражениях. В Switch версии Persona 5: Royal, кстати, присутствуют все DLC, которые не только костюмы и музыку в себя включают, но и весьма читерных на первых порах персон, а также дополнительные сражения с главными героями из 3-ей и 4-ой частей серии. Также в Royal-версии Бархатная комната иногда переходит в состояние тревоги. Тогда при скрещивании у вас есть шанс получить нетипичный для какого либо типа Персоны навык, буст к опыту или же вообще превращение в другую персону.

-13

И, возвращаясь к рассказу о данжах, думаю уже хватит наверное игнорировать самое спорное решение в пятой части — Мементос, который представляет из себя огромный лабиринт подземки метро, являющий собой коллективное бессознательное морали общества и обитель теней, которым плохим мыслей не хватило на собственный дворец.

-14

В своей сути Мементос — это огромный данж, прохождение которого растянуто на всю игру. Этажи в нем открываются по мере прохождения и представляют собой ничто иное, как классические пустые коридоры с врагами, которые генерируются случайным образом при каждом заходе в них. В оригинальной игре Мементос представлял собой чуть ли не главный минус всего проекта, ведь он был душный, долгий, скучный и, к сожалению, обязательный. Мало того, что в него включены все дополнительные задания (а таковые в игре есть), так еще и почти каждый Конфидант рано или поздно останавливался в прогрессе, пока вы в Мементосе не найдете и не накажете кого-нибудь плохого, кто с этим Конфидантом связан.

Много ли было исправлено в Royal-версии? Не то, чтобы, но Мементос стал определенно проще и полезнее за счет добавления в него Джоузе — загадочного мальчика, который катается по нему на небольшой машинке. Теперь на этажах в различных его закоулках можно найти так называемые “штампы” и цветы. Собираете их, относите Джозе, а за них он вам продает всякое полезное для восстановления маны и жизни, а также повышает в процентном соотношении количество денег, опыта и вещей, которые можно найти у побежденных врагов.

Также в новом Мементосе стали появляться особые этажи, в которых, например, бродят только сильные враги, мало восприимчивые к вашим атакам, или только тени-сокровища, убив которые можно получить много денег. Сюжетно же Мементос служит чем-то вроде заглушки между основными Дворцами в начале и главным спойлером в конце.

-15

Ну, и главный вопрос на повестке дня: “Так ли сильно отличается Persona 5 от своей Royal-версии?” И да, сильно. Persona 5: Royal выглядит не иначе, как доработанная и, наконец-то, доделанная версия оригинала, где многие вещи были улучшены и переработаны настолько, что возникает вопрос: “А что, в оригинале этого не было?!”. Это касается как и мелких геймплейных твиков (например, патроны теперь восстанавливаются после каждого боя, а не после перезахода в данж), так и новых локаций (район Кичиджоджи выглядит как вырезанная локация на последних стадиях разработки). С ним же, кстати, связано ещё одно очень важное изменение — социальная связь с Акечи, который в оригинале был раскрыт от слова никак, а в сюжете Royal получил аж целую арку искупления. Обновлённая версия также исправила многие вещи по части баланса — умение уничтожать врагов слабее вас по уровню без боя раньше ломало игру, так как не давало опыт и деньги, а лишь персону. Теперь это исправили, и с ним проходить тот же Мементос комфортнее и быстрее. Сами конфиданты в Royal были расширены. Теперь персонажи будут вам звонить после встречи, чтобы добавить что-то по теме разговора, или же просто узнать, как вы добрались домой. Это является дополнительной возможностью заработать пару баллов к отношениям (если, конечно, выберете правильную реплику,. А еще чат Призрачных Воров в местном мессенджере теперь периодически будет пестрить милыми фотографиями со всяких ивентов (например, посиделок в кафе).

В боевой части изменений также хватает. Теперь при исследовании Дворцов есть возможность использовать крюк-кошку, что дает доступ к новым локациям и получению “Семян Воли” — особых артефактов, не особо полезных, но расширяющих личность ваших визави. Моргана, кстати, теперь не ограничивает вашу свободу как раньше. даже после посещения Дворца или Мементоса можно будет не только лечь спать, но еще и позаниматься чем нибудь полезным в пределах дома. Ну и в Royal-версии было добавлено Логово Воров — хаб, который можно посещать без потери игрового времени. По факту — это музей, где можно посмотреть ролики из игры, концепт-арты, записи с концертов, пообщаться с сопартийцами и поиграть с ними в карты. А еще это единственное место во всей игре, где управлять можно не только Джокером, а любым из доступных на момент посещения членом банды. (и поржать с анимации бега у Футабы прим. Автора)

Ну, и в заключении, хотелось бы все же ответить на поставленный ранее вопрос — заслуженные ли все эти высокие оценки от пользователей и критиков? Определенно да. Persona 5 — это одна из главных японских игр последнего десятилетия. Она является иконой визуального стиля и примером великолепного саундтрека, что без проблем оседает в плейлисте после прохождения. Заслуги штатного композитора серии Сездзи Мегуро и приглашенной соул-певицы Лин очень трудно не замечать.

Persona 5 — это визуализация термина “уникальность” в игровой индустрии. Уникальность здесь проявляется во всем — от анимаций в меню до визуального отражения реального Токио в игре. В последний раз таким интересным Токио представал пожалуй только в The World Ends With You 2007-го года выпуска. Royal-версия Persona 5 это пример того, как нужно перевыпускать и дорабатывать монументальные игровые продукты.

-16

А еще Persona 5 Royal с её подачей — это идеальная игра для портативной консоли. Строго говоря, еще предыдущая часть это доказала, но тогда серия держалась в цепких лапах эксклюзивности Sony. Повседневность и легкость подачи очень хорошо вписывается в формат как долгих сессий перед сном под одеялом, так и во время коротких поездок куда либо, благо платформа позволяет.

Тянет кстати игру Switch довольно сносно - стабильные 30 кадров, разрешение колеблется в районе 640р, но качество картинки вытягивает её стилизация. Особый даунгрейд графики честно говоря не чувствуется.

Что касается наполнения, то как уже сказано выше - Switch версия имеет в себе все 40 DLC, что ранее на той же PS4 продавались отдельно. Единственным нюансом хотелось бы отметить, что вырезанный из Royal-версии контент так и не восстановили. Речь идет о катсценах, которые воспроизводились при подборе Семян Воли. Судя по футажам в сети, их вырезали на самом позднем этапе разработки по очень неочевидным причинам, ведь они были полностью готовы. Но имеем то что имеем. На фоне всех плюсов проекта - это действительно мелочь.

-17

Persona 5 Royal является, в первую очередь, примером отличного видения будущего франчайза, ведь бОльшую часть её нового контента делали другие люди. И мы очень надеемся, что продажи на всех возможных платформах, включая наш любимый Switch, подстегнут Atlus: во-первых, всё-таки выпустить отличную Soul Hackers 2 сюда, а во-вторых, и дальше выпускать свою главную серию не только на консолях от Sony. В такие монументальные и великие проекты должно сыграть как можно больше людей. А теперь ставьте лайк, если вы еще этого не сделали, пишите комментарий понравилась ли вам статья и бегом приобщаться к шедевру.