Термин «юзабилити» постепенно входит в обиход современного человека. Для России это относительно новое понятие, но в мире оно хорошо знакомо. Настолько, что даже существует праздник, посвящённый ему. День юзабилити празднуется во второй четверг ноября.
Корреспондент студенческой редакции ИФИЖ Университета Лобачевского Вероника Лоторева решила разобраться, что же означает новый термин, чем он важен, и поговорила с людьми, для которых это слово понятно и наполнено смыслом. Вы будете удивлены — юзабилити повсюду!
Впервые Всемирный день юзабилити отпраздновали в 2005 году по инициативе Ассоциации профессионалов юзабилити.
Профессия «юзабилити-специалист» редко встречается в такой формулировке, хотя само понятие «юзабилити» знакомо многим профессионалам из областей программирования, графического, промышленного и веб-дизайна. Но для большинства это незнакомое слово, хотя и влияет на жизнь огромной части планеты.
Юзабилити помогает определить, насколько понятны и удобны пользовательские интерфейсы в использовании. Иными словами — это дизайн с точки зрения пользователя.,
Первым, кто выдвинул систематические и проработанные принципы дизайна, был римский архитектор и инженер Витрувий. Он сделал это ещё во второй половине первого века до нашей эры. Однако необходимость в лаконичности и эргономичности дизайна возникла у человечества гораздо позднее — в восьмидесятых годах XX века, когда появились первые персональные компьютеры. Для большинства использование их было сплошным стрессом и источником волнения. Именно тогда и возникла потребность в простоте и удобстве пользовательских интерфейсов.
Уже прошли те времена, когда все удивлялись компьютеру и его возможностям, — рассказывает студент ИТММ Александр Чуркин. — Тогда ведь было не так важно как что-то выглядит, основная ценность была только в содержании. А сейчас акцент сместился и большинство уже не удивляется просто работающей программе. Нужно уже о красоте с удобством подумать.
Александр Чуркин учится на третьем курсе Института информационных технологий, математики и механики Университета Лобачевского. Он занимается разработкой нативных андроид-приложений. У Александра уже есть четыре опубликованных приложения. И одно из них, многофункциональное приложение для школьников Light School, уже набрало популярность — в сутки его скачивают около ста раз.
Важную роль играет визуальная привлекательность, понятность интерфейса, простота использования, отзывчивость, в конце концов, — рассказывает о подходе к разработке приложения Александр.
Юзабилити имеет четкие принципы, которых следует придерживаться для удобного использования. Аудитория всегда должна получать необходимую обратную связь в приемлемое время. Система должна «говорить на языке пользователя», избегая системно-ориентированной лексики. Дизайн должен быть эстетическим и легким, чтобы не отнимать внимание пользователя от нужных ему элементов. Если простым языком: за иконкой плюса должна скрываться функция плюса.
Впрочем, юзабилити это не только про программирование и разработку приложений. Оно затрагивает разные сферы нашей жизни, с которыми мы сталкиваемся. Например, окружающие нас телевизионные и рекламные сообщения.
София Виноградова учится на втором курсе магистратуры в Институте филологии и журналистики ННГУ и параллельно работает в Медиацентре. Она участвует в оформлении различных мероприятий, которые организовывает ИФИЖ, разрабатывает логотипы и полиграфическую продукцию.
Я, на самом деле, люблю простые формы, простые логотипы, которые могут состоять из малого количества деталей, — рассказывает София. — Важно, чтобы тот смысл, который закладывается в картинки был понятен пользователю, он был понятен нашей целевой аудитории.
София убеждена, что любой дизайн, который она создает, должен быть понятным, интересным и удобным для людей. По её мнению, сейчас все больше развивается лаконичность.
Мне кажется, что теперь вектор внимания сместился на что-то интересное, а не аляпистое, — рассказывает София Виноградова. — Мне кажется, что все дизайнеры и разработчики стремятся к тому, чтобы не зашоривать внимание пользователя, чтобы он не искал другие, более удобные способы получить то, что ему нужно.
Понятие «юзабилити» знакомо не всем людям, однако ежедневно люди сталкиваются с ним даже в самых бытовых вопросах. Об этом на смене «Креативные индустрии» студентам ННГУ рассказывал член Союза дизайнеров России Александр Уваров. Он говорил о том, что задача дизайнеров смотреть на производство шире, вносить в промышленную работу «с понятными им алгоритмами и технологиями, с производствами» креативный вклад.
Я часто говорю, что мир — это глобальный дизайнерский проект, — рассказывал Александр Уваров. — Ведь если посмотреть, то 90% вещей, с которыми человек в течение дня вступает в контакт, начиная от зубной щётки, телефона или чашки, это всё то, что сделано дизайнерами, по их проектам. Дизайн — это поиск проблемы и её решения творческим путём. Это такой главный элемент ДНК креативных индустрий!
Принципы юзабилити можно использовать не только на производстве, в дизайне или программировании — они применимы и в повседневной жизни. Даже учебный проект можно выполнить, опираясь на эти принципы. А насколько лучше станет ваша презентация, если вы оставите в слайде только самое важное и не будете дублировать текст вашего доклада. Или если уберёте из объявления или поста: «данный проект», «является» и т.д.
Главный лозунг Всемирного дня юзабилити: «Сделай проще!». Потому что удобные и понятные технологии повышают качество жизни людей в любой части света. Миссия этого праздника — упрощать доступ и развивать простоту использования продуктов и услуг.