Найти тему
Navygaming Channel

Соединение "Force P" наносит удар, ... / Часть 1 - Подготовка.

В истории Второй мировой войны нам известно немало случаев, когда авианосная группа (или авиация берегового базирования) наносила удар по вражескому порту, и, как правило, добиваясь успеха, уходила почти без потерь, или с незначительными потерями. Таранто, Перл-Харбор, Дарвин, Севастополь, Новороссийск, Рабаул, Куре как бы подтверждают, что преимущество всегда на стороне нападавших, но бывали и исключения, о которых правда предпочитают не говорить.

Одна такая атака была проведена в самом начале Великой Отечественной войны силами британского флота по германским базам на севере Норвегии в целях оказания помощи Советскому Союзу. Планировалось решить две задачи: затруднить доставку грузов, поступающих морем для немецкой группировки под Мурманском, а также уничтожить германские эсминцы 6-й флотилии, которые грозили коммуникациям. Немецкие эсминцы буквально за неделю до этого потопили гидрографическое судно "Меридиан" в бухте Восточная Лица, а до этого - отряд ЭПРОНА.

Тот самый "Меридиан"
Тот самый "Меридиан"
В уничтожении отряда ЭПРОНа приняли участие три немецких эсминец типа "Леберехт Маас" (проект 1934, 1934А, 1936): «Ганс Лоди», «Карл Гальстер», «Герман Шёман», их "противниками" оказались сторожевой корабль (СКР) «Пассат» (командир – старший лейтенант В.Л. Окуневич) и два спасательных судна (бывшие РТ-67 и РТ-32), буксировавших судоподъемные понтоны (по другим данным – емкости для топлива). Гидрографическое судно "Меридиан" уже топила почти вся 6-я флотилия эсминцев («Рихард Байтцен», «Герман Шёман», «Фридрих Экольдт», «Карл Гальстер»), за исключением "Ганса Лоди".
Эсминец «Герман Шёман» первым приступил к расстрелу ГИСУ «Меридиан»
Эсминец «Герман Шёман» первым приступил к расстрелу ГИСУ «Меридиан»

Было решено нанести удар по двум портам: по норвежскому Киркенесу и финскому Лиинахамари. Заодно планировалось этим налетом прикрыть переход в Мурманск быстроходного минного заградителя "Адвентура" с военными грузами.

Эсминец «Ганс Лоди» - флагман группы эсминцев, которая уничтожила «Пассат»
Эсминец «Ганс Лоди» - флагман группы эсминцев, которая уничтожила «Пассат»

Итак, конец июля 1941 года, заканчивается второй месяц Великой Отечественной войны, заканчивается второй год Второй мировой войны, Северная Норвегия.

Вся инициатива в планировании и проведении операции была в руках британцев. Единственной их просьбой, которую они высказали советской стороне была рекомендация о том, что следует воздержаться от посылки кораблей и самолетов в район севернее норвежского-финского побережья вдоль 38° в.д. и примерно от 71° до 75° с.ш.

Для операции был назначен отряд под флагом контр-адмирала Уэйк-Уокера в составе тяжелых крейсеров «Девоншир» (флагман), «Саффолк», АВ «Викториес», «Фьюриес», эсминцев «Актив», «Антони», «Акейтес», «Антилопа», «Эскапад» и «Интрепид». 23 июля 1941 года отряд покинул Скапа-Флоу и 25 июля перешел в Сейдис-фьорд (Исландия), где произошла не большая замена в кораблях эскорта.

Тяжелый крейсер "Девоншир"
Тяжелый крейсер "Девоншир"

На входе в Сейдис-фьорд эсминец «Акейтес» угодил на английскую же мину, был тяжело поврежден, погибло 65 человек. Поврежденный эсминец на буксире у "Антони" был отправлен на Фареры, а вместо них в состав сопровождения авианосцев вошли два других эсминца - "Эклипс" и "Эхо", из состава охранения флотского танкера «Блэк Ренджер», так же включенного в отряд. Кстати, для эскорта танкера из Скапа-Флоу срочно были вызваны эсминцы «Инглефилд» и «Икарус». Наконец-то поздно вечером 26 июля отряд (обозначенный как «Force P») вышел из Сейдис- фьорда. Кстати, надо отметить - место сбора в Исландии было довольно удобным, так как располагалось в районе предполагаемых действий отряда.

Авианосец "Викториес", осень 1941 года
Авианосец "Викториес", осень 1941 года

Замысел был довольно не хитрым: авианосцы атакуют каждый свою цель: «Викториес» получил Киркенес, «Фьюриес» - Лиинахамари. В случае, если стоящих целей в портах не будет обнаружено, первая группа должна была подвергнуть удару рудодоробильный комбинат, а вторая - топливные баки. Авианосцы располагали следующими авиа­группами: «Фьюрис» - 812-я эскадрилья (9 торпедоносцев «Свордфиш» I TSR»), 817-я эскадрилья (9 торпедонос­цев «Альбакор» I TSR»), 800-я эскадрилья (9 истребителей «Фулмар II»), звено 880А (4 истребителя «Си Харрикейн IB») - итого 18 торпедоносцев, 13 истребителей; авианосец «Викториес» - 827-я эскадрилья (12 «Альбакор» ITSR), 828-я эскадрилья (9 «Aльбакор» ITSR), 809-я эскадрилья (12 истребителей «Фулмар II») - итого 21 торпедоносец и 12 истребителей. Распределение сил по объектам было примерно равное, правда была одна особенность - большая часть летчиков не имела боевого опыта, например, обе эскадрильи торпедоносцев "Албакор" перебазировались на «Викториес» только 2 и 3 июля, а истребители и того позже – 12 июля (за 10 суток до выхода в море)!

Торпедоносцы Фейри "Свордфиш" в полете
Торпедоносцы Фейри "Свордфиш" в полете

Совершив переход в течение трех дней, британцы 28 июля в море встретили в море танкер, с которого дозаправили эсминцы. Для того, чтобы избежать обнаружения германской авиаразведкой, англичане отклонились далеко на север. 30 июля 1941 года они вышли в исходную позицию для атаки, находившуюся при­мерно в 80 милях на NE от Киркенеса (71°22' N, 33°02' Е). К тому времени «Адвенчер» в сопровож­дении эсминца «Антони» был отправлен в Мурманск. Остальной отряд разделился на две части, каждая из которых формирова­лась вокруг авианосца. К 13 ч 30 мин, когда позиции были заняты, стоявшая все это время облачная погода сменилась на ясную, и уже в 13 ч 45 мин кораб­ли заметил германский разведчик He-111. К счастью для сынов Ту­манного Альбиона, противник до­ложил о них с весьма немалой по­грешностью (координаты 69°58' N, 34°45' Е).

Авианосец "Фьюриес"
Авианосец "Фьюриес"

В 14 ч с авианосца «Викториес» стартова­ли обе его торпедоносных эскад­рильи (20 «Альбакор»), за ними че­рез некоторое время последовали все 12 истребителей. Одновремен­но были проведены старты и со второго авианосца, который поднял 18 ударных самолетов и «Си Харрикейн» для прикрытия кораблей, а в 14:18 - шесть «Фулмар» для сопровождения ударных са­молетов к Петсамо (Лиинахамари).

Окончательное распределение целей выглядело так:

827-я эскад­рилья (АВ "Викториес") атаковала корабли в райо­не Ланг-фьорда (юго-западнее га­вани Киркенеса) и собственно гавань, 828-я ("Викториес") - якорные стоянки в Хольменг-раа-фьорде и у острова Рёнё.

Из группы, ата­ковавшей Лиинахамари (АВ "Фьюриес"), несколько самолетов было вооружено бомбами и изначально нацели­вались на слипы и нефтебаки. Истребители дол­жны были сосредоточиться только на прикры­тии ударных самолетов - штурмовка объектов на земле для них исключалась. Подход к цели предусматривался на малой высоте, чтобы из­бежать обнаружения радаром; противодей­ствия не ожидалось, либо ожидалось небольшое.

Торпедоносцы Фейри "Альбакор" в полете
Торпедоносцы Фейри "Альбакор" в полете

Над полуостровом Рыбачий самолеты подня­лись на высоту 900 м и разделились в соответ­ствии с назначенными целями. Погода в тот день была переменчивой - утром и вечером небо за­тягивали тучи, видимость ухудшалась, однако днем, как по заказу, было солнечно и почти ясно. Ветер едва достигал 1 балла, море было совер­шенно спокойным, температура воздуха состав­ляла + 18° С.

Все было готово для удара....

Продолжение следует....

P.S.Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем Вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )) Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь (номер карты или Яндекс- кошелёк - предоставляются по требованию, ха-ха-ха) !