У четырёх авиакомпаний-лоукостеров в мире выручка от продажи дополнительных услуг превышает выручку от продажи билетов. Так, у Wizz Air доля допуслуг в выручке составляет 56%, у Frontier 54,9%, у Spirit 54,3%, а у Allegiant Air – 51,3%. Высока также доля допуслуг у Viva Aerobus, Ryanair, Volaris, GOL, easyJet и Pegasus.
В частности, у Wizz Air выручка от всех допуслуг составляет в среднем 38,2 евро с каждого перевезённого пассажира. При этом, для сравнения, у Ryanair средняя стоимость проданного билета составляет 37 евро, и она ниже себестоимости перевозки – рентабельность обеспечивается за счёт дополнительных услуг.
У Wizz Air их действительно больше, чем у кого-либо: это и различные варианты регистрации в аэропорту (по сути, штраф за непрохождение онлайн-регистрации) и автоматическая онлайн-регистрация, трансферы в аэропорт, парковка в аэропорту, выбор места, нерассаживание (т.е. пассажиры из одной брони сидят вместе, но кресла выбирает система), «заморозка тарифа» с возможностью выкупить билеты позже, приоритетный досмотр в аэропорту, гарантия прибытия вовремя и множество других – не говоря уже о продаже еды и напитков на борту, а также платной перевозки багажа.
У Ryanair львиная доля допуслуг – это регистрация в аэропорту, оплата сверхнормативного багажа, продажа бортпитания, выбор места и приоритетная посадка, которую выбирают, чтобы хватило места на полке и ручную кладь не отправили бы в багажный отсек.
Российским же лоукостерам есть, к чему стремиться. Например, у «Победы» доля выручки от допуслуг составляла 17% в докризисном 2019 году и 14% в ковидном 2021-м. Правда, прямое сравнение с иностранными конкурентами здесь невозможно, потому что методика расчёта различается. В частности, иностранные лоукостеры считают выручкой от продажи авиабилета только минимальный базовый тариф, в который ничего не включено. А если пассажир покупает тариф, включающий дополнительные услуги, то разница между ним и базовым записывается в стоимость допуслуг.
В России же если пассажир купил тариф со включённым багажом и выбором места, то всё это считается выручкой от продажи авиабилета, а допуслуги – это то, что не включено в тариф.
При этом «Победе» запретили, например, брать дополнительные деньги за регистрацию в аэропорту (такая практика была введена в зарубежных аэропортах, но просуществовала недолго), также лоукостер сознательно отказывается от продажи разных услуг, например, бортпитания: исследования компании показали, что оно будет востребовано лишь небольшой частью пассажиров, что сделает его слишком дорогим. А спрос на услугу приоритетной посадки сдерживают габариты ручной клади, при которых места на полках хватает всем.
У «смарт-лоукостера» Smartavia, который бортпитание всё-таки предлагает, а также предлагает «подписки» со скидками и ранним доступом к распродажам, доля допуслуг в выручке…
…ещё меньше. «В стратегии компании Smartavia дополнительным услугам уделяется большое внимание. Авиакомпания пытается расширить (и постоянно это делает) спектр таких услуг и мы видим рост доли допуслуг, но этот рост пока незначительный. Если говорить в целом, то на сегодняшний день доля неавиационных доходов у авиакомпании не превышает 2%», – прокомментировала пресс-служба авиакомпании. В эти доходы включена выручка также от услуг продажи страховок и отелей, платного колл-центра и продажи контента в бортовой системе развлечений (фильмы, мультфильмы, игры).
В целом у российских авиакомпаний (не лоукостеров, а всех) больше всего востребована услуга выбора места (63,08% всех продаж в 2022 году против 62,46% в 2021 и 55,7% в 2020 годах), на втором месте – багаж, не включённый в тариф (16,18% в 2022 году против 11,36% и 5,5% в 2021 и 2020 годах соответственно). 13,4% приходится на добровольно-принудительное страхование (нажатая по умолчанию галочка творит чудеса). А вот спрос на питание сокращается: в 2022 году на него приходилось только 2,79% продаж допуслуг против 4,24% в 2021 году и 4,7% в 2020.
Илья Шатилин