Сэр Уильям Джеральд Голдинг (1911 -1993) — английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года. Голдинг написал 12 романов; всемирную известность приобрел по первому - "Повелитель мух", одним из самых выдающихся произведений мировой литературы 20 века.
В каждой национальной литературе есть сюжет (или тема), который повторяется из одного поколения писателей в другое. В русской, например, это тема «маленького человека» в соприкосновении с обществом и государством, начатая в гоголевской «Шинели». В английской – история моряка, оказавшегося на необитаемом острове, его борьбы за выживание. После Дефо десятки известных и не очень литераторов писали о своем Робинзоне, но именно в романе Уильяма Голдинга эта тема достигла наивысшего пика.
Роман «Воришка Мартин» опубликован в 1956 году.
Годы второй мировой войны, крошечный островок в северной Атлантике, куда волей судьбы после торпедирования миноносца попадает главный герой Кристофер Мартин. На острове нет убаюкивающей жары и влажности тропиков, не может быть никакой Пятницы, есть только пронизывающий холодный ветер и необходимость выживать в отчаянной надежде, что тебя спасут.
Герой романа – сильный человек, способный питаться только устрицами и запивать полусоленой водой из лужи. Герой, который делает возможное и невозможное, чтобы остаться в живых. Пожалуй, все его подсознание подчиняется только инстинкту самосохранения. Но, увы, не все.
С момента публикации романа в рецензиях на него стало общим местом указывать на сложный, наполненный метафорами и аллюзиями, язык этого произведения Голдинга, полностью укладывающегося в литературное направление - «поток сознания». Кому как, всё относительно, по сравнению, например, «В поисках утраченного времени» Пруста, «Воришка Мартин» ясен и понятен как детская считалочка.
Герой романа атеистичен до мозга костей. Оказавшись на самом краю смерти, он в бога не верит, бога не признает и каяться в грехах не намерен. Сжав зубы и загнав физическую боль в самую глубину подсознания, он борется с видениями прошлого, которые пытаются свести его с ума.
«Я не должен позволить безумию подкрасться ко мне и застать меня врасплох»
А видения эти показывают Кристофера Мартина далеко не с самой лучшей стороны. Он предал невесту. Он подставил друга, когда появилась возможность вместо него сняться в голливудской постановке. Вся его жизнь до войны это жизнь самовлюбленного эгоиста, ради достижения цели готового жертвовать чужими судьбами. И, оказавшись на необитаемом острове, он не намерен просить прощения. Такого человека не жаль, он не вызывает сочувствия, убедительно показывает Голдинг. Но и презрения он тоже не достоин. У героя мерзкая, но твердая жизненная позиция, и в этой своей позиции он не прогибаем.
«Атеизм есть всего лишь попытка рассмешить бога», - заметил однажды великий итальянский психиатр Ч. Ломброзо, имея в виду под Богом скорей общие законы мироздания, чем конкретный религиозный культ.
Роман пессимистичен. Мартин погибает, не дождавшись помощи. И является ли его смерть заслуженным возмездием или просто парню не повезло, Уильям Голдинг оставляет на суд читателям.