Найти в Дзене
Об этом не говорят

Европа "прощёлкала клювом": Китай заключил с Катаром сделку по СПГ на 60 мрлд. долларов

Как ему это удалось? Достаточно просто. Китай услышал "пожелания" Катара о том, что он хочет заключать долгосрочные контракты на поставку СПГ.

Как сообщают, в настоящее время в мире, где нескольким крупным экономикам могут потребоваться огромные объемы газа, поставляемые очень быстро, Катар, как крупнейший экспортер сжиженного природного газа (СПГ), занимает такое положение на мировом газовом рынке, которое раньше занимала Саудовская Аравия на рынке нефти. Учитывая то, что поставлено на карту для крупных промышленно развитых стран на Западе и на Востоке, неудивительно, что Катар в целом проявлял осторожность, прокладывая дипломатический путь между США и Китаем. Однако в последние месяцы кажется, что Катар постепенно сблизился с Китаем и продолжает это сближение.

Последнее соглашение между двумя странами о поставках СПГ придает дополнительный вес этой точке зрения. В сделке на сумму более 60 миллиардов долларов США участвует государственная нефтяная компания QatarEnergy, которая будет поставлять с 2026 года China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec) 4 миллиона метрических тонн в год каждый год в течение 27 лет. Это самый продолжительный контракт на поставку СПГ в Китай и один из крупнейших по объему. По словам Саада Шериды аль-Кааби, президента и главного исполнительного директора QatarEnergy, а также министра энергетики Катара, это также первая сделка по поставкам, о которой было объявлено для проекта North Field East в Эмирате:

«Мы очень рады этой сделке с Sinopec, потому что в прошлом у нас были долгосрочные договора, и теперь наши отношения [выходят] на новый уровень, поскольку у нас есть соглашение о купле-продаже, которое будет действовать до 2050-х годов».

Сделка последовала за серией аналогичных сделок последних месяцев. В марте 2021 года было заключено 10-летнее соглашение между Sinopec и Qatar Petroleum на 2 миллиона тонн СПГ в год. В декабре 2021 года была заключена еще одна сделка между Китаем и Катаром, правда на этот раз между QatarEnergy и Guangdong Energy Group Natural Gas Co, на поставку 1 млн тонн СПГ в год, поставки начнутся в 2024 году и закончатся в 2034 году.

Кажется маловероятным, что Катар был бы настолько наивен, чтобы рассматривать такие сделки в такой критический момент мировой истории исключительно с точки зрения бизнеса. Расположенный между Саудовской Аравией, с одной стороны, и Ираном, с другой, Катар ранее был очень осторожен, чтобы не слишком открыто становиться на сторону США и его союзников (включая до недавнего времени Саудовскую Аравию) или на сторону Китая и его союзников (включая Иран).

Укрепив свои позиции на катарском Северо-Восточном месторождении, Китай получит беспрецедентный контроль над крупнейшим газовым резервуаром в мире, учитывая его существующий контроль над иранским месторождением Южный Парс [там тоже не всё так просто, Иран пытается уравновесить Китай Россией на этом месторождении - прим. Об этом не говорят], поскольку эти два месторождения являются двумя половинками одного огромного газового резервуара. В нем содержится около 1800 триллионов кубических футов (51 триллион кубических метров) природного газа и не менее 50 миллиардов баррелей конденсата природного газа. Участок Катара площадью 6000 квадратных километров — «Северное месторождение» — является краеугольным камнем его статуса ведущего мирового экспортера СПГ. На иранский участок площадью 3700 квадратных километров — «Южный Парс» — уже приходится около 40 процентов общих запасов газа Ирана, в основном расположенных в южных регионах Фарс, Бушер и Хормозган, и около 75 процентов его добычи.

Чтобы не было недоразумений относительно истинного намерения всех этих маневров со стороны Китая, в январе этого года в Пекин прибыли министры иностранных дел Саудовской Аравии, Кувейта, Омана и Бахрейна, а также генеральный секретарь Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ), чтобы ускорить переговоры по Соглашению о свободной торговле между Китаем и ССАГПЗ (FTA). На этих встречах основными темами для разговора были окончательное закрепление ЗСТ между Китаем и ССАГПЗ и:

«...более глубокое стратегическое сотрудничество в регионе, где США господство демонстрирует признаки отступления».

Затем в октябре состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), на котором Китай стремился еще больше укрепить свое влияние на несколько ведущих мировых игроков в нефтегазовом секторе.

Среди них были не только стойкие полноправные члены ШОС — Россия, Казахстан и Индия (которой было передано председательство в организации на ближайший год), но и новый полноправный член — Иран, чей новый статус в группе был объявлен в конце саммита. Кроме того были подписаны меморандумы о взаимопонимании, предоставляющие Саудовской Аравии, Катару и Египту статус партнеров ШОС. Достигнута также договоренность о принятии, в том числе, Бахрейна, ОАЭ и Кувейта в качестве будущих партнеров по диалогу ШОС.

До этих последних событий в Европе возлагались большие надежды на то, что она сможет обратиться к правительству в Дохе за помощью в решении возможных проблем с поставками газа после санкций в отношении поставок энергоносителей из России. Делегации высокого уровня из Германии и Франции участвовали в нескольких параллельных переговорах, чтобы заключить сделки, которые обеспечат поставки газа в течение предстоящей зимы и далее. Однако в середине октября аль-Кааби — на волне уже подписанных к тому времени сделок с Китаем и, видимо, с прицелом на сделки, которые будут ещё заключаться с Пекином,— четко заявил, что Катар не будет перенаправлять газ, который уже законтрактован с азиатскими покупателями в Европу.

Провернули Европейский союз очень лихо. Интересно, как там у них голова? Не сильно кружится?

UPD. Как оказалось, Катар хитрей, чем все думали. Заключил контракт на поставку СПГ в Германию через американскую компанию.