Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Свой чужой стыд

Наличие токсичного стыда тесно связано с фрагментированностью личности. Это значит, что часть Я остаётся изолированной, отвергаемой, спрятанной. Человеку очень сложно проявлять себя: демонстрировать эмоции, озвучивать и воплощать желаемое, быть спонтанным и непосредственным в коммуникации. Токсичный стыд обычно захватывает бОльшую часть личности: то, что является значимым и желанным именно для данного человека, т.е. то, что принадлежит непосредственно ему, а не навязанные ценности и стандарты. Такой человек страдает от огромного количества ограничений: например, не может позволить себе попробовать что-то новое, выказать заинтересованность в человеке, получать удовольствие от секса... Продолжать этот список можно бесконечно.

Все наши "хочу", живой интерес и непосредственность ассоциированы с "детской" частью. Её можно назвать внутренним ребёнком, который способен радоваться и получать удовольствие от жизни, быть собой и следовать своим желаниям. В этой части много энергии, непосредственности и любопытства. Но, если речь идёт о токсичном стыде, то "детская" часть оказывается связанной с этим невыносимым чувством. За каждое проявление настоящего себя приходится расплачиваться мучительным стыдом, разрушающим изнутри.

Допустим, у Маши есть давнее желание станцевать медленный танец со своим партнёром. Она чувствует в себе силы и решимость наконец-то осуществить желаемое. Но, каждый раз, когда дело доходит до реализации, Маша испытывает чудовищное напряжение, она не уверена в своих способностях. Она переживает о том, что может выглядеть глупо и неуклюже, партнёр вообще может отказать или посмеяться над её предложением и - самое жуткое - он будет смотреть на неё и оценивать. Машу накрывает волна стыда и страха. Она чувствует отвращение и презрение к себе, а спустя пару минут становится холодной и отрешенной и абсолютно теряет интерес к танцу. Партнёр теряется в догадках, что же произошло. А произошло то, что, столкнувшись с сильнейшим стыдом, Маша была вынуждена "отсечь" и спрятать часть своего Я, провоцирующую столь болезненные эмоции. Теперь её внутренний ребёнок нескоро проявит себя.

Что будет происходить с Машей дальше? На какое-то время она станет более закрытой, отчужденной, равнодушной, критикующей. Её внимание будет сфокусировано на текущих делах и задачах, она утратит способность к эмоциональной близости. Отсекая свою детскую часть, мы сталкиваемся с ощущением безжизненности и бессмысленности. Уход от столкновения со стыдом лишает и всех прочих эмоций, заставляет обесценивать всё и всех. Так, за гнетущим чувством внутренней пустоты часто скрывается именно непрожитый стыд.

Вернуть себе ощущение наполненности совсем непросто. Вне терапевтической работы такое состояние является, скорее, кратковременной вспышкой, чем регулярным спутником личности, страдающей от токсичного стыда. Более того, как оно появляется и куда пропадает - остаётся загадкой для самого человека. Однако на самом деле разгадка этой головоломки лежит на поверхности: неугодную часть себя человек неосознанно прячет сам.

-2

"Конечно, ведь она - источник стыда!" - можете заметить вы и будете неправы. Да, "детская" часть связана со стыдом, но действительно ли она его источник? Не похоже ли то, как вы обходитесь с этой частью, на взаимодействие родителя и ребёнка? Вспомните, как может вести себя родитель, когда испытывает стыд за своё чадо. Например, в магазине, когда сын или дочь громко плачет, потому что не купили игрушку. В случае сильного стыда родитель хочет, чтобы сейчас его ребёнок перестал проявлять себя, т.е. буквально перестал быть видимым, существовать. В ход могут идти угрозы и даже насилие.

И, конечно же, попытки поскорее увести плачущее чадо долой с чужих глаз. Это ли не стремление спрятать нечто постыдное?

Если мы посмотрим на мотивы и поведение ребёнка в этой ситуации, то не обнаружим ничего криминального и предосудительного. У него было определённое желание, которое оказалось нереализованным, что вызвало соответствующие эмоции. И, очевидно, в силу возраста и отсутствия необходимых навыков, он не умеет справляться с ними - ему нужна помощь взрослого. Есть ли что-то отвратительное и постыдное в его желании получить игрушку? Стал бы он сам испытывать стыд за своё желание?

Как вы уже, наверное, догадались, стыд здесь принадлежит совсем не ребёнку, а родителю. Точно так происходит и в психике, когда мы имеем дело с токсичным стыдом. Его настоящий источник и главная угроза - не наш живой и непосредственный внутренний ребёнок, а интроецированный родительский объект. Вместе со всем его стыдом, с которым психика ребёнка не смогла справиться. Т.е. в ней буквально оказался чужеродный фрагмент - чужая сложная, неперерабатываемая эмоция, с которой её источник-взрослый не помог справиться.

Родитель хочет, чтобы ребёнок был удобным. Чтобы он следовал установленным взрослыми правилам и поменьше проявлял себя, потому что он, родитель, боится стыда. Каждый раз, когда вы "выкидываете" часть себя, потому что вам за неё стыдно - вы действуете от имени родителя. Вы проживаете не свои чувства и смотрите на ситуацию через призму чужого восприятия.

Источник стыда и страха - не ваша ранимая и закошмаренная "детская" часть, которая лишь иногда робко выглядывает наружу. Источник стыда - то, что вы постоянно носите с собой, родительский объект, снова и снова напоминающий о себе желанием спрятать вас куда подальше.

Стоит ли консолидироваться с этим стыдящимся и стыдящим родителем, запрещающим вам проявлять себя? Действительно ли вы заслуживаете подобного обращения? Если, прочитав этот текст, вы ощутили острую несправедливость текущего положения вещей и сочувствие себе (и своей "детской" части) - вы уже сделали первый шаг к избавлению от токсичного стыда.

[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=7SeG6KH6tEs[/youtube]

Автор: Наталья Малова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru