Архетип волшебника, наряду с другими архетипами, присутствует в коллективном бессознательном. Он актуализирован в сказках, народных верованиях, легендах и даже рассказах времен СССР. Очевидно, что на этого персонажа возлагается надежда на волшебное преобразование жизни истца. Однако, если мы посмотрим на суть проекции как психологического механизма, станет ясно, что это вынесение во вне собственного внутреннего содержания. Такая эвакуация во вне помогает Эго сохранять «статус кво», защищает от возможности преобразования собственной жизни, необходимости приложения усилий и прочего. Человек может наблюдать во снах волшебных помощников, но преобразующая роль сновидения не будет выполняться, пока Эго дистанцируется от признания сновиденного материала как собственных содержаний. Если мы не относимся к сновидению как к кино, а признаём, что оно отражает наличную реальность, то необходимым выводом последует, что и добрые волшебники, равно как и злые колдуны, - части нашего существа. Те части, что еще не интегрированы и нуждаются в интеграции. И окажется, волшебный помощник внутри может действовать во вне только нашими руками и нашей головой. Внутренний волшебный помощник – это часть собственной психики, таящая ресурс преобразования реальной жизни.
На пути трансформации герой должен встретиться с темными началами (в сказках – с Бабой Ягой; возможно, в нашем контексте это означает встречу Эго с собственными дефицитарными составляющими, честное их признание, поскольку мы говорим, что без признания болезни невозможно исцеление). В.Я. Пропп пишет: «Между героем, вышедшим из дома и бредущим "куда глаза глядят", и героем, выходящим от яги, — огромная разница».
Эго, пришедшее в точку признания своих лакун (точек неполноценности по А.Адлеру), получает возможности их преодоления. Герой идет от Бабы Яги зачастую уже с волшебным клубочком, показывающим дорогу. По мнению Проппа, помощник есть выражение силы и способности героя.
Для нас это означает, что архетип волшебника выражает скрытые до поры до времени от Эго ресурсы психики, ее собственные способности к трансформации. Когда сновидец видит образы яйца, кокона куколки, беременности и т.п., Эго лелеет фантазию о преображении. Так сама преобразующая сила психики, способная превращать нечто одно в другое, гусеницу в куколку - заключается в содержании, условно называющемся «внутренним волшебником» и выражающемся в соответствующем образе. Здесь мы говорим уже о самой функции психики, о самой способности. Способность женщины вырастить в себе нового человека и дать новую жизнь – частное проявление этой волшебной силы.
Но что делать Эго, вдруг осознавшему, что эта сила никогда не была у него похищаема никем и ничем извне, кроме внутренних похитителей? Это вызывает сложные чувства. Признание наличия этих способностей ставит перед Эго задачу. Дальше – индивидуация. Как Эго ответит на Зов? Почему мы и называем проекцию защитой, - она защищает Эго от последующих необходимых и неизбежных собственных действий. В психологии личности есть понятие «локуса контроля», он может быть интернальным и экстернальным. Экстернальный подразумевает приписывание ответственности за свою жизнь внешним обстоятельствам, интернальный – себе самому. Когда мы вполне прочувствываем (простите за такое словообразование) и осознаём архетип волшебника (можно с ним пожить какое-то время, помедитировать над этим образом, благо сейчас достаточно его изображений из разных времен и культур), мы можем заметить ощущение расширения внутри. Эго расширяется, в нем становится чуть больше пространства, объема. Вдруг чуть больше воздуха, а, значит, возможностей. И это не про инфляцию. Осознание помогает нам держать золотую линию середины.
Такая интеграция волшебной силы – это не кража чужого, не попытка стянуть на Эго способности Самости, это признание толики, заложенной в области самого Эго, способности, которая в Эго просачивается от Самости, признание встроенной функции нашей психики, силы преобразовывать. Мы знаем, что вся аналитическая работа строится на ядерном признании способности психики к преобразованию. Без этого входного условия невозможно и бессмысленно вообще заходить в работу. Психика способна к преобразованию. Это и есть архетип волшебника. Это и есть то «дыхание», дух, который вдохнул Творец в сотворённое свое детище. Это функция преображать мир, которая дана человеку, ядро любого нашего творчества. И это то, что и роднит Эго с Самостью, или человека с Творцом. Мы тоже – маленькие творцы в своей жизни.
Автор: Гюнтер Мария Андреевна
Психолог, Аналитический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru