Найти тему

Травмы взросления

Оглавление
Кризис 3-х лет
Кризис 3-х лет

Взросление человека проходит в несколько этапов. Ключевые точки, когда ребёнок, а затем подросток начинает по-другому воспринимать мир, называются естественными кризисами взросления. Эти состояния переживаются как переход от одного этапа к другому, часто сопровождаются переменами поведения, восприятия реальности, нежелательным, в некоторых случаях — деструктивным поведением. Родители, которые не знают о сути кризисов, удивляются: вчера ребёнок был одним, вдруг стал совсем другим. На самом деле — это нормальное явление, которое переживают все люди. Главное — уметь взаимодействовать с ребёнком или подростком в момент наступления подобного кризисного периода. При правильной проработке кризис проживается благополучно и позволяет сформироваться гармоничной личности.

Кризис трёх лет

Приходится на 3–4 год жизни. Человек начинает осознавать, что он самостоятельная личность, понимает присутствие воли. Впервые учится говорить нет, действовать в собственных интересах. Для этой ситуации типичны следующие проблемы в поведении, организации характера:

  • строптивость;
  • своеволие, которое граничит с упрямством;
  • отказ делать то, что велят родители;
  • непослушание;
  • деспотизм: если в семье есть животные и младшие дети, ситуация становится более явной;
  • протестные настроения.

Ребёнок становится сам не свой, личностью перестраивается на новый лад. Родители часто неспособны взять чадо под контроль. Ситуация усугубляется несколькими причинами: авторитаризмом взрослых, чрезмерной опекой. Если семья неполная — случай также становится более сложным. Справиться с кризисом 3–4 лет можно несколькими способами. Нужно придерживаться четырёх принципов: спокойствие, поддержка, справедливая оценка и уважение.

Спокойствие требуется, чтобы не срываться на ребёнка. Он действует так, как велит несформировавшийся характер. Конфликты, агрессивное поведение сделают только хуже. Поддержка включает в себя мотивирование действовать определённым образом. Похвалу за дело, поощрение. Справедливость оценки предполагает наказание и порицание только за поступки, навешивать ярлыки, критиковать саму личность не стоит. Важную роль играет наличие выбора. Например, какую книгу читать, какой мультфильм включить, куда пойти на прогулке. Это тот минимум, который позволит легче пройти кризисный период и научиться будущему подростку говорить «нет» окружающим.

Кризис семи лет

Второй период приходится на 7–9 лет. Это время, когда ребёнок начинает примерять на себя социальную роль школьника, занимается социально значимой деятельностью, учится брать ответственность за собственную личность, действия. Кризис семи лет сопровождается группой признаков:

  • усугублением упрямства;
  • своеволием;
  • склонностью ко лжи и фантазированию, утрачивается детская непосредственность и наивность, человек учится лгать в свою пользу;
  • подражанием взрослым людям, на уровне повторения поступков, манер;
  • выражением недовольства, конфликтностью.

При этом ребёнок часто воспринимает слова взрослых за чистую монету, воспринимает их как эталон (особенно первого учителя), ориентируется на родителей или других значимых взрослых, которые для него авторитетны. Начинается первая рефлексия по вопросу собственной личности, своей социальной значимости. Ребёнка сравнивают с другими, в условиях школы это неизбежно. Если пережить этот период неправильно, велика вероятность развития комплекса неполноценности, а также неуверенности в себе.

Родителям следует предоставить ребёнку больше свободы, поддерживать начинания чада, чётко обозначить права, обязанности. При этом ориентироваться на посильные действия, не возлагать на ребёнка больше, чем он способен нести. Свободы и ответственности в этом возрасте у человека должно быть в равной степени.

Период взросления
Период взросления

Первый кризис подросткового возраста

Кризис 10–11 лет. Возникает в 4–5 классе школы. Сопровождается активным половым созреванием, в это время ребёнка начинает интересовать тема отношений полов. Сексуальное развитие ложится на плечи взрослых людей. Для этого времени характерно:

  • изменение вектора интересов;
  • активные гормональные перестройки и перестройки в поведении;
  • раздражительность, агрессивность;
  • негативизм в отношении родителей: человек ищет другие эталоны для подражания, а родители как таковые отвергаются;
  • интерес к сексуальным темам.

Действовать нужно внимательно. Важна поддержка. Не стоит замалчивать сексуальные темы, это может закончиться беспорядочным половым поведением в ближайшем будущем. Уже в этом возрасте с ребёнком необходимо говорить о сексуальных отношениях адаптивным для его возраста языком.

Второй кризис подросткового возраста

Второй кризис приходится на 13–14 лет. Он сопровождается несколькими признаками:

  • сильным интересом к половой жизни, противоположному полу;
  • склонностью к деструктивному поведению, возможно романтизирование смерти, преступного и просто разрушительного поведения (наркотики, спиртное);
  • показным безразличием;
  • самостоятельностью;
  • негативизмом;
  • обесцениванием родителей.

В этот период возможно развитие нежелательных беременностей, наркомании, алкоголизма, преступного поведения. Встречаются суицидальные тенденции. Задача родителя — найти подход. Не ругаться, не критиковать личность, стараться выстроить дружеские отношения, не проявлять избыточный контроль на уровне наблюдения за каждым шагом. Универсального рецепта нет.

Как правильно прорабатывать такие кризисы

Нужно действовать, опираясь на особенности психотипа, характера, темперамента, а также степень выраженности проблемы. Задача решается своими методами, единого, подходящего всем способам нет. Доверительные отношения и поддержка родителей будут опорой ребёнку. Он должен понимать, что родители всегда на его стороне.

Необходима ли помощь психолога

Помощь психолога нужна, если родитель не знает, что ему делать. Специалист подскажет, как лучше воспринимать ситуацию, решать её. В любом возрасте помощь психолога будет кстати. Обязанность родителя — чётко понимать, что происходит с ребёнком. Не ругать его за то, что естественно для его возраста, действовать сообразно ситуации, чтобы не разрушить отношения.

-3