Найти тему

"зажимы"

"Зажим" - этакое староверское словечко в мире вокала и сценречи

В чём минусы использования:

• неоднозначность трактовки,

• размытость границ применения,

• обладание явным негативным оттенком,

• твёрдая ассоциация с необходимостью искоренить

Когда определяют явление как "зажим", имеют ввиду ситуации:

• ограничения степени свободы: н-р, поджатая гортань, зажатая челюсть

• сильного напряжения при работе и низкой выносливости: н-р, уставшие гс и язык

• наличия лишних действий при работе, не помогающих задаче, а тратящих энергию: н-р, сопровождение процесса мимикой

• невозможности исполнения отдельных движений: отсутствие беглости гортани, вибрато и тд

• часто, но не всегда сопровождаемые осознаваемой болью или напряжением в мышцах

Что на самом деле скрывается под словом "зажим"?

1. неосознаваемые физиологические сцепки: что с чем связано в аппарате, что вместе с чем работает, н-р, сцепки языка с мягким нёбом через нёбно-язычные мышцы, щёк с глоткой через щёчно-глоточные мышцы

2. как следствие, отсутствие расслабления и доступности растяжки мышц, работа через мышечное усилие, а не из свободы суставов и подвижности рычагов за счёт скоординированных мышечных сокращений, н-р, дрожь языка при движениях, тремоляции голоса из-за неконтролируемого сокращения констрикторов глотки

3. при долгом игнорировании возникновение мышечных переработок и спазмов - судороги, тремор, потеря силы и спонтанное расслабление мышц

4. нарушение мышечного тонуса из-за некорректной практики, н-р, гипо- и гипертонус голосовых мышц, укорочение малых и больших грудных мышц

5. компенсация процессов дополнительными действиями, замещающими роль главного участника функционального действия, н-р, поиск смыкания гс путём сужения преддверия гортани за счёт сокращения мышц клапанного аппарата вместо активного участия самих мышц смыкателей голосовой щели

6. вокальные привычки, снижающие способность человека использовать иные доступные механизмы в речи и пении, н-р, при необходимости использовать новую форму аттрактора возникает непреодолимая тяга вернуться ко "впетой манере"

Почему важно называть вещи своими именами?

Не всегда "зажим" это плохо:

физиологические сцепки заложены в нас не с целью ограничения свободы действий, а для обеспечения целостности организма и облегчения выполнения им функций, как система

Нет цели полностью избавляться от сцепок, есть смысл разбить лишь их "закостенелость" и увеличить мобильность суставов, эластичность связок и мышц

Мы можем подрезать уздечку, но на этом не остановиться, а пойти обрывать нёбно-язычные мышцы, разрезать все мембраны, фасции и связки - но аппарат от этого рассыпется на части и человек не сможет совершить не единого движения - это как перерезать ахилово сухожилие

А можем провести ревизию физиологических сцепок и найти непроработанные места, заняться расслаблением, постепенной растяжкой мышц, координацией их движения и прийти к свободе

Компенсации в свою очередь - это защитные механизмы, призванные спасти ситуацию и облегчить выполнение функции, когда что-то работает вместо чего-то, лишь бы работало

Необходимо определить причину компенсации и часто исходный вариант процесса недоступен по причине неумения главных мышц включаться в процесс, недостаточной развитости координации мышц, мышечного чувства для контроля процесса или банально проблем с тонусом, из-за травмы, заболевания или попросту невозможности, заложенной генетически

Понятие нормы и здоровья в данном случае определяется для каждого человека индивидуально

• Как вариант, сужение преддверия гортани, которое может не происходить из-за сокращения СЧН по причине малой развитости мышечных волокон, тогда подопечный использует доступные ещё 4 механизма, о которых я расскажу в ближайших постах. И никаких болей и проблем. Более того, такая ситуация по праву может считаться нормой, тк очень распространена

• Или вариант с парезом голосовой мышцы, тогда адгезия складок происходит иначе, чем у здорового человека без патологии, рабочая складка будет двигаться на встречу к парализованной

• Или вариант с хронической дисфонией и научением звукоизвлечению по средствам вестибулярных складок - самое странное в такой механике это необычный тембр голоса, но никак не боль 🤷

В таких ситуациях избавление от компенсации приводит к полной утрате исследуемой функции - и кому от этого хорошо?

Мир не делится на чёрное и белое, вредное и полезное, плохое и хорошее - преподавателям вокала и техники речи придётся уйти от бинарного мышления и учится собирать анамнез подопечного, использовать в практике физиотерапевтические тесты для выявления физиологических проблем, фонопедические комплексы для научения координации мышечных движений голосового аппарата, да и вообще, прокачаться в области знания физиологии человека и основных принципов функционирования нашего тела

Вывод:

Отказываясь от употребления слова "зажим" мы вводим в практику термины физиологические сцепки, компенсаторные механизмы, мышечные спазмы и банальные вокальные привычки (с которыми вообще надо работать по принципам когнитивного-поведенческой терапии как психологу, на мой взгляд)

А главное, вместе с терминами мы получаем огромный инструментарий работы с указанными проблемами, не противоречащий физиологии человека и здравому смыслу

#голосовойаппарат #голос #вокал #речь #техникаречи #вокальнаясупервизия #голосовыезажимы #физиологическиесцепки #компенсаторныемеханизмы #физиология #физиотерапия #фонопедия #мышечныепереработки #мышечныеспазмы