Юрий Павловец
http://naukaverakuljtura.com/первый-всебелорусский-съезд-что-прои/
Последние годы существования Российской империи были отягощены множеством негативных факторов, двигавших страну к катастрофе. В то же время, это был период, давший основу для полного переустройства политической карты Восточной Европы, в том числе и тех земель, которые сегодня являются Белоруссией. Здесь происходили процессы, по своей сути определявшие становление белорусской государственности, одним их которых можно считать состоявшийся в декабре 1917 года Первый Всебелорусский съезд.
События, предшествовавшие созыву Съезду во многом определили его судьбу. Известно, что после событий февраля-марта 1917 года на просторах бывшей Российской империи существенно активизировали свою деятельность различные политические течения и организации националистического характера. Это было связано с тем, что появившееся после февральской революции Временное правительство принялось проводить повсеместную «демократизацию», провозгласив не только равенство всех граждан независимо от их сословия, вероисповедания и национальности, но и занявшись национальными вопросами. В частности, были подтверждены автономные права Финляндии, прозвучали заявления о необходимости восстановления независимости Польши, а остальные вопросы национального характера планировалось урегулировать на предстоящем Всероссийском Учредительном собрании. Однако всеобщий хаос в управлении, растущая вседозволенность политических сил, а также ускоряющаяся децентрализация сыграли своё дело – украинские, белорусские, литовские и латышские националисты прямо заявили о необходимости решения вопроса о самоопределении здесь и сейчас, представив свои собственные проекты по государственному урегулированию [1].
Вопрос о будущем территории современной Белоруссии стоял на тот момент довольно остро, так как значительная ее часть была оккупирована кайзеровскими войсками, а после Февральской революции стало очевидно, что национальный вопрос имеет одно из самых важных значений для будущего разваливавшейся на глазах бывшей империи. При этом необходимо помнить, что первоначально все основные события, которые должны были определить будущую судьбу белорусских земель, происходили в Петрограде, где сосредоточились основные политические силы, имевшие свою точку зрения на проблему национального устройства России. Например, в отличие от эсеров, выступавших за областную автономию народов, партия кадетов не признавала за белорусами права на национально-культурную автономию. Большевики, которые действовала на территории современной Белоруссии в рамках Северо-Западной организации Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) (РСДРП(б) и вовсе долго не могли определится со своим отношением к белорусской национально-государственной идее[7].
Вместе с тем, среди большинства белорусских политических организаций на то время была наиболее распространённой идея широкой автономии Белоруссии в составе «демократической России». Об этом, в частности, было заявлено на Съезде белорусских национальных организаций в Минске, где в качестве координационного центра национального движения был создан Белорусский национальный комитет (БНК). Более того, Съезд даже организовал делегацию к Временному правительству для обсуждения и выработки основ автономии Белоруссии в составе Российской федеративной республики, а также подготовки выборов в Белорусскую краевую раду (БКР) [7].
С аналогичной идеей выступила и созданная в июле на II собрании Центральной рады белорусских организаций Великая белорусская рада (ВБР) – автономии Белоруссии в пределах Российской демократической федеративной республики. При этом Рада рассматривала себя в качестве зарождающегося высшего органа государственной власти автономной Белоруссии. Кроме того, за автономию накануне Октябрьской революции высказался и Съезд воинов-белорусов Западного фронта с участием представителей от других фронтов и Балтийского флота [1].
В то же время орган новой советской власти на белорусских землях – Областной исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (Облискомзап) и его исполнительный орган – Совет народных комиссаров (СНК) Западной области и фронта не поддерживали идею о праве белорусского народа на самоопределение и создание своей национальной государственности [7]. И, как показали дальнейшие события, именно этот фактор в будущем сыграл значительную роль в процессе формирования первого белорусского государства.
Долгие дискуссии о самоопределении и местном самоуправлении белорусских земель в конечном счете завершились принятием в ноябре 1917 г. исполкомами ВБР, Центральной Войсковой Белорусской Рады и Белорусским исполнительным комитетом Западного Фронта документа, в котором говорилось, что власть в Белоруссии должна принадлежать областному совету, который будет избираться всеобщим, равным, тайным, пропорциональным голосованием. Отмечалось, что Белоруссия должна была стать демократической республикой, «спаянной с Великороссией и другими соседними Республиками России на основе федерации» [4] . Одновременно предлагалось избрать представителей на Всебелорусский съезд, который должен был приступить к работе 5 декабря 1917 года. В конце ноября на Всероссийском Совете крестьянских депутатов из числа делегатов от белорусских губерний, а также представителей армии и флота был создан Белорусский областной комитет (БОК), выступивший за автономию Белоруссии в составе Российской федеративной республики и заявивший о своем намерении «взять на себя инициативу созыва внеочередного белорусского съезда» [1]. С таким решением согласились и в Облискомзап, рассчитывая взять данное мероприятие под свой контроль и решить национальный вопрос в необходимом себе русле. Однако, как показали дальнейшие события, проблема оказалась куда более существенной, чем она представлялась многим.
Вначале в Минск на Съезд 5 декабря прибыли 300 делегатов с правом голоса, а 7 декабря, когда их число возросло до 383 человек, было принято решение признать его законным. Всего же на Съезд приехало 1872 делегата, представлялвшие практически все слои белорусского населения, из которых 1167 были с правом решающего голоса. При этом изначально советская власть считала Съезд вполне легальным мероприятием, а большевики даже санкционировали выдачу денежной помощи для его организации в размере 50 тыс. рублей [2]. При этом уже с первых дней стало понятно, что главные разногласия развернутся именно по самоопределению белорусских земель, а вопросы экономики, социальной сферы и культуры будут второстепенными.
На протяжении недели делегаты работали во фракциях и комиссиях съезда, а главные события развернулись 15–17 декабря, когда Съезд подошел к решению вопроса об организации регионального управления и проблемы самоопределения. И здесь развернулась настоящая борьба между представителями БОК, отстаивавшими идею государственности Белоруссии на советской основе, и ВБР вместе с Центральной белорусской войсковой Радой, которые выступали за создание народной республики. В первом случае предлагалось сформировать Белоруссию, как демократическую республику в составе федеративной России с высшим законодательным органом – Народное собрание и исполнительным – Совет старейшин. При этом первостепенной задачей считалась организация всех белорусских земель в единую область на основе широкой автономии в политической, экономической и культурно-национальной сферах [5]. Для развития данной концепции предполагалось созвать II Всебелорусский съезд, а затем и Белорусское Учредительное собрание. В свою очередь, сторонник ВБР выступили за немедленное объявление независимого белорусского государства, что вызвало шквал критики и затянуло обсуждение вопроса на несколько дней, в течение которых судьба Всебелорусского съезда была решена за его пределами.
Вечером 17 декабря было принято решение провести заседание совета Съезда с лидерами фракций для согласования и принятия общей резолюции. Причем уже тогда было понятно, что любая идея, которая бы шла вразрез с интересами Облискомзап, считавшего себя высшим органом советской власти на территории Белоруссии, вызовет жесткую реакцию с его стороны. Несмотря на это участникам Съезда удалось сформулировать общую резолюцию, которая, по сути, означала победу БОК и носила компромиссный характер. Документ состоял из 15 пунктов, среди которых центральное место занимал первый. В нем подчеркивалось, что «закрепляя свое право на самоопределение, провозглашённое российской революцией, и утверждая республиканский демократический строй в пределах Белорусской земли, для спасения родного края и ограждения его от раздела и отторжения от Российской Демократической Федеративной Республики, 1-й Всебелорусский Съезд постановляет: немедленно образовать из своего состава орган краевой власти в лице всебелорусского совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, который временно становится во главе управления краем, вступая в деловые отношения с центральной властью, ответственной перед советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» [6] .
Именно данный пункт и успели единогласно принять делегаты, после чего, прибывший ночью 18 декабря на съезд комиссар по военным делам Облискомзапа М.И. Кривошеин объявил о роспуске Съезда. В ответ в зале началась постройка баррикад и драки, после чего 27 членов президиума были арестованы, а делегаты были разогнаны солдатами. Позже председатель Совнаркома Западной области К. Ландер заявил, что «Съезд пятнадцатого был созван с нарушением договоренности с товарищем Сталиным, высказавшись в принципе за признание Советской власти, поскольку она существует в России, и за контакт с Центральным Правительством Народных Комиссаров, съезд не признал установленную Советами власть для местного края с передачей ее избранному на съезде организаций рады органу» [3]. И якобы именно поэтому, СНК Западной области и фронта «объявил съезд распущенным, предложил его президиуму покинуть пределы фронта и края и приступил к ликвидации кадетских организаций, что нашли убежище под флагом белорусского национального движения» [8].
Несмотря на разгон, Совет Съезда нелегально собрался в помещении железнодорожного депо Либаво-Романской железной дороги на следующий день и даже сумел объявить о создании Исполкома во главе с лидером народнического крыла БСГ Т. Грибом [1]. Однако никакой реальной власти он не имел, хотя и пытался в последующем о себе заявлять. Например, Исполком попытался направить неофициальную делегацию на мирные переговоры в Брест-Литовск с поручением защищать и охранять права при подписании мира на основе «единства и неделимости Белоруссии как равноправной и автономной части Российской демократической федеративной республики». Правда, эта попытка не увенчалась успехом, а судьба Белоруссии уже была решена в Петрограде, куда еще в ночь разгона Съезда выехало руководство БОК, а позже и другие члены организаций, связанных с большевиками. В конце декабря стало окончательно понятно, что теперь создание Белорусской Советской Республики в составе РСФСР будет идти «по партийной линии, а не по советской, на том основании, что местные в крае Советы, распропагандированные Облискомзапом, противятся белорусскому автономизму» [2]. Это фактически означало конец идеям создания независимого белорусского государства в том виде, в котором его видели представители местных националистических организаций, а будущее республики оказалось на многие десятилетия связано с историей советской России.
В январе 1918 года III Всероссийский съезд Советов поддержал действия Облискомзапа по разгону Всебелорусского съезда, признав ВБР «самозванной организацией», «не опирающейся на трудовые массы Белоруссии». Это решение окончательно поставило крест на развитии обособленного национального движения на белорусских землях. Однако все это не означало, что РСДРП(б) и всероссийский Совнарком отказались от идеи создания советской Белоруссии. Как отмечал В. Ленин, «начатое дело с БССР» нужно продолжать и пора думать о созыве II Всебелорусского Съезда. В итоге, 31 января 1918 года был создан Белорусский национальный комиссариат (Белнацком), которые провел внушительную работу по оформлению первой белорусской государственности в 1919 году [2].
Таким образом, Всебелорусский съезд 1917 года впервые попытался провозгласить создание белорусского государства, хотя и как части Российской советской федерации. При этом главной причиной неудачи этой попытки стала позиция Облискомзапа, контролируемого большевиками и не готового отдавать власть в чьи-либо руки, особенно национальной элиты, которая, в свою очередь, так же не проявляла особого желания идти на компромисс с новыми советскими властями. При этом Всебелорусский Съезд нельзя считать проходным событием, так как его роль в истории Белоруссии велика. По сути события в Минске в декабре 1917 года стали определенным политическим ориентиром для дальнейшего развития белорусского национального строительства, итогом которого стало появление БССР.
Литература
- Брыгадзін П. І. Першы Усебеларускі з’езд (снежань 1917 г.): да стагоддзя // Часоп. Беларус. дзярж. ун-та. Гісторыя. 2017. № 3. С. 37–43.
- Гигин В.Ф. Могла ли состояться БССР в 1917 году? // Беларуская думка. —2009. — № 12. — С. 62—71.
- История белорусской государственности. В 5 т. Т. 3. Белорусская государственность: от идеи к национальному государству (1917–1939 гг.) / А. А. Коваленя [и др.] ; отв. ред. тома: В. Г., Смехович Н. В., Третьяк С. А.; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории. – Минск: Беларуская навука, 2019. – 639 с. – С.95.
- Ко всему Народу Белорусскому [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/akty-peryyadu-adna-lennya-belaruskay-dzyarzha-nastsi/ko-vsemu-narodu-belorusskomu/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
- Канчер, Е.С. Из истории общественных, национальных и революционных движений белорусов / Е.С. Канчер // Нёман. – 1993. – № 1. – С. 136–167.
- Постановление 1-го Всебелорусского С`езда о самоопределении Белоруссии и о временной краевой власти [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/akty-peryyadu-adna-lennya-belaruskay-dzyarzha-nastsi/postanovlenie-1-go-vsebelorusskogo-s-ezda-o-samoopredelenii-belorussii-i-o-vremennoy-kraevoy-vlasti/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
- Становление белорусской государственности в 1918-1920-х годах: хронология событий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archives.gov.by/home/tematicheskie-razrabotki-arhivnyh-dokumentov-i-bazy-dannyh/istoricheskie-sobytiya/arhivnye-dokumenty-i-materialy-4/stanovlenie-belorusskoj-gosudarstvennosti-v-1918-1920-h-godah-hronologiya-sobytij
- Турук Ф. Ф. Белорусское движение. Очерк истории национального и революционного движения белорусов. М., 1921. – 144 с. – С. 109.