Найти в Дзене
Маргарита

Фильм 1958 года "Два Федора"

На первый взгляд, очень добрый и позитивный фильм. Однако во время просмотра меня не покидала мысль, что что-то в этом фильме неправильно. И лишь на следующее утро я поняла, что именно. Ключ к пониманию фильмов шестидесятников всегда один — конфликт поколений, где всегда прав тот, кто младше. В каждом фильме шестидесятники спорят с отцами, и, конечно, легко побеждают. Именно по этой схеме скроен фильм сына врага народа Марлена Хуциева. Хотя шестидесятые еще не наступили, но главная тема шестидесятых здесь представлена в полном объеме. Младший Федор, несмотря на возраст, является бесспорным лидером. Он альфа, а старший Федор, несмотря на медали, во всем подчиняется своему младшему тезке. Мы не знаем, через что прошел старший Федор, не знаем даже, кто он по профессии. Мы знает только, что он ефрейтор, что у него медаль за город Будапешт, и что он рабочий. Мы догадываемся, что у старшего Федора была большая семья, раз до войны он жил в большом каменном доме. Предыстории у героев фильма нет. По мнению автора фильма совершенно неважно, что делали наши герои на войне. Война прошла, и все что было на войне, как и до войны, не имеет значения для младшего Федора, а значит, и для зрителя. Важно только то, что происходит сейчас. А сейчас важно поставить на ноги сиротку! Но кто виноват, что такой замечательный пацаненок стал сироткой? Старшее поколение. Оно развязало бессмысленную войну, и теперь должно искупить свою вину безропотным повиновением молодому поколению. Молодые все знают лучше старых, ведь молодые не запятнали себя участием в бессмысленной бойне! Таков был ход мысли шестидесятников не только в СССР, но и на Западе. По фильму, старшее поколение смиренно признает свою вину. И потому сиротка ведет себя как хозяин, которому все должны. Он хитер, деловит и смел. Он умеет воровать. Он умеет манипулировать. Он снисходительно смотрит на старшего Федора, считая его свой собственностью. И когда появляется конкурент в виде молодой жены, младший Федор делает все, чтобы остаться центром этого маленького мирка. И ему это вполне удается.

Как же сильно этот фильм отличается от фильма Бондарчука “Судьба человека” на ту же тему!

Кадр из фильма
Кадр из фильма