Найти тему
Записки москвитянина

ВОЙНА И УРОКИ ИСТОРИИ

В условиях яростной когнитивной войны, то есть войны знаний, смыслов, преданий, мифов, проблема образования и воспитания патриотизма, приобщения молодых поколений к неискажённой истории встала со всей остротой.

Первокурсницы МосГУ
Первокурсницы МосГУ

Не случайно президент России Владимир Путин только в ноябре трижды посвящал свои совещания, выступления и заседания истории Отечества, незыблемым ценностям. По многим каналам политолог Сергей Михеев принялся в эфире рассказывать, что на историю Великой Отечественной войны в школе отводится всего 4 часа. Так ему незнакомая учительница в транспорте сказала: «А какого вы патриотизма ждёте, когда на изучение войны отводится 4 урока?». В каком классе, в рамках какого курса, какая учительница? – аналитик не уточнил. Просто повторил это в программе Владимира Соловьёва: «Мне вчера учительница сказала – 4 часа». И – обрушилось обсуждение на таком вот примитивном уровне.

Не выдержал...

ДАЛ ЗАДАНИЕ ПЕРВОКУРСНИКАМ МосГУ

1. По Вашим ощущениям-воспоминаниям, сколько всё-таки отводится часов на изучение Великой Отечественной и достаточно ли это было?

2.Всё чаще сегодня поднимается вопрос об обязательном экзамене по истории – для ВСЕХ. Поддерживаете ли Вы это нововведение? Да-нет и – почему?

Артур Мелконян из группы Ж103_111 пришёл к таким выводам на основании опроса:

1. По мнению большинства студентов, количество часов, отведённых на изучение Великой Отечественной войны, было достаточно. Кроме того, хочу отметить, что многие студенты факультета журналистики обучались в профильном гуманитарном классе, и это, безусловно, сыграло свою роль. Они изучали Великую Отечественную войну особенно тщательно. “Я училась в профильном гуманитарном классе, поэтому истории уделялось много времени. помню, что мы месяц разбирали тему «ВОВ». Мне кажется, что это настолько объемная тема, что в школе невозможно рассказать всё - необходимо смотреть художественные и документальные фильмы, читать мемуары военных, ходить в музеи. Только тогда может сложиться полная картина войны”, – написала Золотова Елизавета Ж103_111.

Однако важно подчеркнуть, что в общеобразовательных классах количество часов, посвященных трагическому событию для нашей страны, было меньше. Это, несомненно, отразилось на знаниях об ВОВ. Об этом упомянула Смирнова Ирина: «Во времена моей школьной жизни такому предмету как история уделяли не особо большое внимание. Я помню, как часто мне хотелось знать больше о Великой Отечественной Войне, Блокаде Ленинграда, Геноциде и многих других исторически важных событиях, но почему-то на уроках мы проходили всё очень кратко, не углубляясь в подробности. Видимо старались пройти всё быстрее. Часы, проведённые в классе за изучением Великой Отечественной, я и вовсе не помню. Времени отводится слишком мало для того, чтобы осознать всю серьёзность войны, как она повлияла на человеческие жизни, какие последствия за собой повела».

2. По мнению подавляющего количества участников, единый государственный экзамен вводить не нужно, потому что период сдачи ЕГЭ – один из самых сложных для всех выпускников. Подробно об этом высказала свое мнение Самохина Елизавета Ж102_111: «Я не поддерживаю идею об обязательном для всех экзамене по истории. Так как я недавно сдавала экзамены, я знаю, как тяжело проходит подготовка к ним. Это очень сильный стресс, и он станет намного больше. Я считаю, что ученики должны сдавать экзамены только по тем предметам, которые интересны им и нужны для поступления в университет. Есть другие способы дать детям нужные знания по истории и пробудить интерес к ее изучению: ведь экзамены а такой начётнической форме, в которой заставят сдавать, будут наоборот вызывать только отвращение и нежелание учиться»

Но, на взгляд других студентов, необходимо осознавать, что знания об истории родной страны нужны абсолютно всем. «Я поддерживаю введение экзамена по истории. это необходимый предмет для всех сфер жизни. Человек должен знать историю своей страны, значимых личностей. история развивает причинно-следственное мышление, что тоже не мало важно. ну и как-то стыдно, когда люди ничего не знаю, банально, про Петра», - аргументированно объяснила свою позицию Золотова Елизавета Ж103_111.

75% против экзамена по истории для всех
75% против экзамена по истории для всех

P.S. В этих дружных ответах, почти единодушно отвергающих ЕГЭ по истории для всех - огорчает не само отторжение формализованного экзамена, а сквозящее нежелание перетрудится, усилить стресс. Между тем надо напомнить, что выпускникам советских школ приходилось сдавать 8(!) обязательных экзаменов:

алгебра (контрольная) + геометрия (устно)

сочинение (письменно)

литература

химия

физика

иностранный язык

история

Потому советское образование считалось лучшим в мире и закладывало мощный фундамент.

1970-е Единый экзамен по истории
1970-е Единый экзамен по истории