Всем доброго дня и хорошего настроения!
Вечером пришла Дарья, помощница Анны по хозяйству. Её семья приехала в станицу после наводнения. Они купили хатёнку рядом с Ольгой, на противоположной стороне улицы. В семье было пятеро детей. Старший мальчик был инвалидом детства. Дарья легко справлялась с большой семьёй. Первое время покупала у Анны молоко, а потом попросилась на работу. Стадо увеличивалось, а после отъезда Вани, Анне приходилось нелегко. Тётя, слышавшая разговор, вмешалась и дала согласие. Вот так и стала Даша помощницей.
Начало здесь
Анна часто думала, что если бы не тётя, то приходилось бы делать всё самой. У неё никогда не было в голове даже мысли, взять помощницу. В обязанности Дарьи входил уход за козами и доение. Но при необходимости женщина могла помочь с обедом. Готовила она вкусно.
- Аня, вот и я. Сегодня мне Тимоха дал жару. Кричал… Ты, может, слышала? В комнате не хотел, на улице не хотел… Оказалось, оса залезла ему под футболку и укусила несколько раз. Бедненький… А я никак не могла понять… - говорила Анне большая полная женщина, громкоголосая и весёлая.
- Лена сейчас с ним. Музыку включила. Сидит Тимофей, слушает. Ещё и в такт покачивается. Улыбается. Пошла я, подою. Мой разлюбезный сегодня опять в дымину пьяный. Выгоню я, наверное, его. Сил моих больше нет. Вот ты только представь… Сварила я самогоночки. Фундамент же заливать собирались. Думаю, позовёт мой дружков своих, выкопают траншею, я самогонкой и расплачусь. Да куда там! Нашёл и уже почти всю вытаскал. Завтра с утра вопрос поставлю ребром: или копаешь траншею или собирай монатки и пшёл вон.
Анна представила мужа Дарьи и вздохнула. Мастер на все руки, а рот дырявый. Высокий симпатичный, весельчак и балагур, но…
Пока Дарья набирала тёплой воды и собиралась на дойку, Анна открыла дверь в большой ангар, построенный после наводнения. Впереди был гараж на две машины, дальше - большая кладовка где стояли холодильники и камеры для охлаждения. Вместительный подвал располагался внизу. Третья дверь вела в цех по изготовлению сыра.
Сырами Анна занималась лично. За прошедшие годы научилась готовить несколько сортов. Но тайну сыроварения никому не открывала. Павел иногда подшучивал над нею, но Анна была непреклонна:
- Паша, рецепты никому не скажу. На всякий случай они у меня записаны. С собой не унесу. Знаешь, сколько я молока испортила, пока получилось то, что хотела? В том то и дело, что не знаешь. А всё из-за тебя. Тётя, нужно разнообразие… Скоро будет готов новый сорт, сладкий сыр с мятой. Хочу ещё научиться делать сыр для жарки. Пока не получается…
Анна вздохнула, достала свою тетрадь с черновыми записями, пролистала. Нашла последнюю. Вчиталась.
- Вот, где у меня ошибка. Это ж надо… Поспешишь, людей насмешишь…
Принесла молоко, залила в ёмкость и включила агрегат. Взвесила на маленьких весах необходимое количество разных добавок, высыпала в ёмкость. Включила перемешивание.
Аппарат был современный и дорогой. Анна вспомнила, как боялась его включать и звала Юрия. Со временем научилась. Теперь казалось, что ничего сложного в управлении нет.
Вернулась Дарья.
- Анюта, что-то молоденький козлик приуныл. Сходи, посмотри. Я сейчас молоко процежу, уберу да побегу домой. Как-то муторно на душе…
- Беги, я сама процежу. Если что, звони, - ответила Анна. Процедила и убрала молоко. После этого пошла посмотреть состояние молодого козлика. Выглядел он на самом деле неважно. Позвонила Ване. Сынок быстро прибежал. Животное часто и прерывисто дышало.
- Паука, видно съел. Ядовитого, - предположил Ваня. – Ма, надо что-то делать.
- Беги, неси свежее молоко. Оно ещё не остыло. Нужно напоить и вызвать рвоту.
Все попытки спасти козлика не увенчались успехом. Да и вообще сделать ничего не успели. Когда Ваня прибежал с молоком, животное уже испустило дух. Ваня сел на землю, обнял павшее животное и заплакал.
- Маа… Ну, как же так? Ты за него заплатила столько денег, а он… Накрылся медным тазом мой эксперимент.
Анна посмотрела на сына и подумала, что Ванюша вырос, а в душе остался ребёнком.
- Сынок, так тоже бывает. В траве, наверное, был тарантул. Нужно сделать вскрытие и найти причину. Я позову Юрия. Он в прошлом занимался такими делами. Если паук, то нужно почистить кормушки и просматривать траву. Может быть и другая причина. Трава с поля. Железо могло попасть. Или болезнь какая-нибудь. В общем, гадать не будем.
- Я сам проведу вскрытие. Видел, как это делается. Нужно точно выяснить причину. Помощница твоя виновата. Не доглядела. С завтрашнего дня буду сам управляться. Она пусть доит, а я буду траву раскладывать и проверять, что бы ничего не попалось опасного.
- Дарья заметила, что козлёнок какой-то грустный и мне сразу сказала. Я тут же пошла посмотреть, что с ним.
- Аа, – махнул рукой Ваня и вынес козлёнка за изгородь.
Анне стало грустно. Вот и первые проблемы на пути Вани. Как бы не разочаровался в будущей профессии. Столько лет мечтал стать зоотехником и на тебе. Анна ушла в дом и в первую очередь зашла в комнату к тёте.
- Тётя Зоя, у нас ЧП. Пал маленький козлёнок, которого недавно привезли,- сказала и посмотрела на тётушку, ожидая от неё нагоняя.
- Так и шо? Закопать и забыть. Грошив жалко… Ваня зна?
- Конечно, знает. Решил делать вскрытие, чтобы выяснить причину.
- Правильно. Хай тренируется. Хоть какая-то польза будет от того козлёнка. Я тебе сразу сказала, шо он не жилец.
Тут только Анна вспомнила, как тётя рассердилась, увидев козлика.
- На тоби Божэ, шо нам ны гожэ… Везить його назад, где узяли. Вин ны выростэ, - сказала месяц назад, увидев пополнение к стаду.
Но Ваня не позволил вернуть покупку. Он очень надеялся, что козлик вырастет и станет производителем нового кудрявого стада.
Анна достала телефон и позвонила своей хорошей знакомой, от которой и привезли козлёнка:
- Алло, Соня, привет! Слушай, тут такое дело, хочу купить у тебя ещё парочку козлят из того окота, что и козлик. Нет? Всех продала? А… Ясно… Инфекция какая-то? Сердечники все? Нарушение какое-то… Близкородственное оплодотворение. А что ж ты мне сразу не сказала? Мы бы хоть шашлык приготовили, а так пал. Закопаем. Ты не забыла, сколько с меня взяла по знакомству? Не забыла? Очень хорошо. Что будем делать?
Тётя внимательно прислушивалась к разговору и довольно кивала головой, полностью соглашаясь с Анной.
- Соня, ты понимаешь, что ты погубила Ванину мечту? Хорошо, что понимаешь. Готова козочку отдать… Не надо. Верни деньги и разойдёмся, как в море корабли. Денег нет… Ясно. Пока-пока.
Посмотрела тёте в глаза и сказала:
- Тётя, я иногда удивляюсь людям. Добра никто не понимает. Сразу стараются навалить на голову кучу дерьма. Я к ней со всей душой. А она содрала за козлёнка, как за телёнка, и не сообщила, когда падёж начался. Больше никаких дел с нею иметь не буду.
- Правильно.
Анна ушла на кухню. Посмотрела в холодильник с мыслью, что приготовить на ужин. Решила сделать макароны по-флотски. Нарезать салат и сварить фруктовый кисель. Все в семье любили кисель. Тётя так та вообще часто просила молочный кисель и могла есть только его целый день.
Вернулся Ваня. Выглядел он расстроенным.
- Ну, что там, сынок? – спросила с жалостью глядя на сына.
- Я не понял. Наделал фоток и отправил доктору в ветклинику, где практику проходил. Посмотрю, что он скажет. Мне показалось, что у козлёнка случился инфаркт. Никогда не думал, что животные, как и люди, бывают сердечниками.
- Бывают, - ответила Анна, но мысль развивать не стала. Было интересно узнать диагноз специалиста.
Во время ужина, разговор зашёл о Светлане. Завела его тётушка.
- Ба, а я видел её, - с улыбкой сообщил Ваня. – Она смотрела в окно, когда я домой приехал. Смеялась.
- Шо, дурному ны скучно и самому? – спросила тётя.
- Да нет… Шарик меня свалил на землю. Я упал, а она смеялась. Смотрела в окно со второго этажа.
- Сколько ж ей лет? - ни к кому не обращаясь, спросила бабушка.
- По моим сведениям 28, - ответил Юрий.
- Молоденькая совсем, - сочувственно проговорила тётя.
- Ба, для тебя молоденькая, а для меня старушка, - ответил Ваня.
- Ты смотри, какой парень у нас тут выискался! Старушка… - ласково потрепала сына за волосы Анна. - Мне 53, так я и вовсе для тебя бабуля старенькая.
- Ма, ну при чём здесь ты?! Ты для меня всегда молодая.