В те времена, когда генсеком КПСС в Советском Союзе был Никита Сергеевич Хрущев, у советского государства были прекрасные отношения с Афганистаном.
Тогда, да и позже при Брежневе СССР старался заручиться поддержкой в мире всех, кого только можно было. Шло жесткое противостояние с Америкой, и за лояльность, так называемых, друзей приходилось платить реально немалую цену.
Когда наступили 70-е, в Афганистане стало происходить что-то непонятное, и неизвестно было удастся ли сохранить дружбу с этой страной. Поэтому за событиями наблюдали внимательно.
Гражданская война в Афганистане
Борьба за власть в такой воинственной стране – дело обычное, а на тогдашнего правителя Мухаммеда Дауда уже нельзя было положиться в полной мере. Он пришел к власти в результате переворота, и ему трудно было удержаться у руля Афганистана.
С одной стороны он не хотел отказываться от помощи Союза, а с другой на Ближнем Востоке было много государств, которым дружба Дауда с СССР очень не нравилась.
В стране появилась Народно-демократическая партия, которая готова была отобрать власть у нынешнего правителя. И правительство СССР понимало, что стоит поддерживать отношения и с этими людьми, потому что у них есть все шансы встать во главе Афганистана.
Гибель советских советников
Они убили Дауда в 1978-м году, пришли к власти, а министром иностранных дел в правительстве стал Хафизулла Амин. То, что происходило дальше, советскому руководству тоже не нравилось.
Во-первых, эти демократы так поверили в учение Маркса, что готовы были его применять с фанатизмом. Во-вторых, в партии было два течения, которые между собой враждовали.
Одно из течений устроило вооруженный бунт в Герате, и при этом погибли советские граждане. Военного советника Бизюкова на площади убивали целой толпой. Правительство послало войска, чтобы не позволить уничтожить остальных советских.
Решение о ликвидации Амина
Но те, кто выступал против руководства страны, были просто невменяемы, и договориться с ними было невозможно. В СССР решили послать свои войска, чтобы остановить гражданскую войну, но афганцы у власти были категорически против этого. Тогда в Советском Союзе нашли выход – ГРУ создало батальон, состоявший из одних мусульман.
КГБ тоже направил в Афганистан спецназ – группа называлась «Зенит». Аэропорт в Баграме был стратегически важен, и его должны были охранять советские десантники. Все это делалось под грифом большой секретности.
Вскоре Амин убивает своего конкурента во власти Тараки, и начинает тут же о чем-то договариваться с американцами. И это была самая главная ошибка в его жизни. В Москве никак не могли допустить, чтобы Афганистан стал лояльным Соединенным Штатам.
При этом Амин еще и пытался усидеть на двух стульях, получая выгоду от сотрудничества с непримиримыми между собой врагами – СССР и США. Диктатор все же сумел понять, что русские такое не простят.
С двумя тысячами охраны он переехал в укрепленный дворец Тадж-Бек. Вокруг здания – танки, пулеметы, заминированные дороги. «Гром», «Зенит», Мусульманский батальон и десантники приготовились к штурму.
43 минуты понадобилось советским группам, чтобы захватить дворец. Амина нашли уже мертвым, как и его сына, которому было всего лишь 11 лет. С советской стороны были потери в 10 человек, и это при том, что бойцов во всех группах было всего лишь 54 человека.