Предыдущая публикация цикла:
Вряд ли решая задачу укрепления личной власти, Владимир Святославович рассчитывал на обретение статуса выдающегося государственника в памяти потомков. Тем не менее, значение христианства для Руси трудно переоценить. Распространившись в пределах государства, христианская идеология стала не только мощнейшим цементирующим раствором новой нации, но и общественным договором, который ВПЕРВЫЕ не только требовал беспрекословной покорности от подданных, но и налагал определённые моральные ограничения на власть предержащих.
Став единой и единственной идеологией для всей Руси, христианство на долгие века определило генеральную линию развития российской государственности, сформулировать которую можно так:
Обустройство централизованного ГОСУДАРСТВА, управление, в котором осуществляет ЭЛИТА, ограниченная сословной принадлежностью, а источником материального достатка являются ПОДДАННЫЕ, объединённые единой ИДЕОЛОГИЕЙ – православной церковью.
Трудно не заметить, что вышеприведённая формулировка наилучшим образом определяет цель, задачу, и способ государственного строительства, как – ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ Византийской ИМПЕРИИ или просто – СОЗДАНИЕ собственной ИМПЕРИИ по византийскому образцу.
Однако, следует заметить, что православие, а с ним и имперское самосознание элиты НЕ распространялось по стране со стремительностью степного пожара. Население и местные элиты по-разному относились к навязыванию государством новой религии. Где-то, как в Киеве христианизация произошла достаточно мирно, а где-то, как в Новгороде новую идеологию пришлось насаждать, в буквальном смысле – «огнём и мечом».
Иоакимовская летопись повествует о проведении специальной военной операции по крещению новгородцев, предпринятой в 6498 (990) и 6499 (991) годах, отрядом воеводы Добрыни (дядя Владимира по материнской линии) усиленного спецназом под командованием тысяцкого Путяты…
После принятия крещения, Владимир Святославович благополучно правил своим государством ещё 27(!) лет и ушёл из жизни 15 июля 6523 (1015) года в возрасте 59-ти или 60-ти лет, оставив государство своим многочисленным наследникам, добрая часть которых были христианами лишь номинально.
Так, согласно летописи, старший из Владимировичей в крещении – (Петрос) Пётр, сумел переплюнуть библейского Каина, организовав убийства троих (сводных) братьев – князей: Бориса – на 9-й, Глеба – на 52-й день после смерти отца и, чуть позже – Святослава с семью сыновьями. За что снискал своё прозвище – Святополк Окаянный. Даже их отец – покойный князь Владимир, пребывая в язычестве, мог похвастаться организацией убийства лишь одного из (сводных) братьев – Ярополка Святославовича, который, по мнению многих историков, был биологическим отцом Святополка. Вот такие они были – эти первые руськие христиане …
Следующим выдающимся государственником, чьё имя невозможно обойти вниманием, был Ярослав Владимирович, наречённый – Мудрым. Начав княжескую карьеру (в 6495 (987) году) в 9-тилетнем возрасте в Ростове, Ярослав через 23 года (в 6518 (1010) году) занял пост Новгородского князя. Ещё через 9 лет в 6527 (1019) году, со второй попытки сумел занять должность Великого князя Киевского, которую замещал следующие 35 (!) лет – до 6562 (1054) года. В отличие от большинства своих современников и коллег, Ярослав Владимирович был долгожителем не только биологическим (978 ÷ 1054 г.г.), но и политическим. Однако, не внушительному сроку службы или завидному долголетию, а своим свершениям Ярослав Владимирович обязан тысячелетней памяти в отечественной и мировой истории…
Правление Ярослава Мудрого в качестве Великого князя Киевского, стало порой наивысшего расцвета древнего руського государства. При нём, впервые в истории российской государственности и задолго до многих европейских государств, общественные отношения начали регулироваться кодексом (сборником законов) «Русская правда» и княжескими уставами. Мудрой была и внешняя политика Ярослава. История хранит имена, как минимум трёх руських принцесс – дочерей Ярослава, ставших жёнами европейских королей: Норвегии – Харальда Сурового, Венгрии – Андраша I Белого и Франции – Генриха I. Что, уже само по себе, является свидетельством международного признания Руси в европейском христианском мире.
Укреплялась государственность и за счёт укрепления идеологической составляющей в лице православной церкви. При Ярославе Константинопольским патриархом была учреждена Киевская митрополия и (не позднее 6547 (1039) года) назначен (посвящён в сан) первый Киевский митрополит – Феофан. Следующего митрополита – Илариона, Ярослав назначает в 6559 (1051) году, уже без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым митрополитом, не греческого или болгарского происхождения…
Следующая публикация цикла: