Склады для хранения изъятого алкогольного фальсификата забиты под завязку.
В предновогодний месяц российский рынок наводнили подделки. Сбавить аппетит «чёрных» поставщиков пытаются соответствующие службы при помощи введения цифровой маркировки товаров.
Результат этого узнавал ForPost.
Лекарства
По словам члена комитета Госдумы по промышленности и торговле Евгения Нифантьева, лучше всего борьба с контрафактом обстоит в фармацевтике.
Эта отрасль одна из первых начала использовать маркировку продукции. И поскольку «она сильно зарегулирована», то в ней «изначально было меньше» подделок, чем, к примеру, среди пивных напитков.
Между тем даже очень маленький процент контрафакта и фальсификата оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье людей. Поэтому маркировка сводит к нулю попадание на рынок фармацевтики любой опасной для жизни потребителей продукции.
К тому же с её внедрением исчезла проблема повторной продажи лекарств, которые «всплывали» в обороте уже после госзакупок. Они появлялись либо в недобросовестных аптеках, либо у оптовиков, которые вновь выставляли их на госзакупки. Это приводило к тому, что государство теряло бюджетные средства, а жизненно важные препараты так и не дошли до больных людей, пояснил депутат.
С ним согласилась представитель Сообщества аптечных сотрудников «Конфарм» Вита Вебер. По её мнению, применение маркировки — очень надёжное средство защиты безопасности населения. И многим известны случаи, когда редкие и дорогостоящие лекарства, которые закупались для больниц и поликлиник, оказывались «в рознице», добавила Вебер.
Ещё по теме: Роскачество составило рейтинг лучших вин России
Алкогольные напитки
Намного хуже обстоит проблема с алкоголем. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин сообщил, что российский рынок несколько лет назад был на 52% заполнен контрафактным крепким алкоголем. Сейчас его доля, согласно статистике Министерства финансов, составляет примерно 20%. Однако, по расчётам самого Сергея Рябухина — 28%.
Сегодня все 26 складов государственной компании «Росспиртпром», где хранится изъятый контрафакт, заполнены под завязку. И это при том, что объёмы фальсификата значительно сократились.
И чего там только нет! Каждый год на хранении опасной для жизни и здоровья потребителей алкогольной продукции бюджет теряет 800 миллионов рублей.
По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике Артёма Киянова, большую пользу цифровая маркировка принесёт отрасли пивоварения.
Доля контрафактного пива на сегодняшний день составляет примерно 16%. Согласно сообщениям пресс-службы МВД, травиться «левыми» напитками стали чаще. К тому же в небольших пивоварнях отсутствует автоматизированный счётчик учёта производимой продукции. И поскольку она никак не подлежит контролю через ЕГАИС, то возникает вопрос «серого» производства, подчеркнул Киянов.
А те производители пива, которых уже коснулась маркировка продукции, но пока только в качестве эксперимента, отнеслись к ней не только очень неоднозначно, но даже и отрицательно, констатировал исполнительный директор Ассоциации производителей пива Вячеслав Мамонтов.
90% российским пивоваренным компаниям можно не устанавливать у себя автоматические датчики учёта объёма производства напитков, «декларируя в ручном режиме, что производят меньше порога, после которого это устанавливается, сообщил заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (оператор системы цифровой маркировки в РФ) Реваз Юсупов.
А 16% фальсификата от объёма всего рынка — это рекордный показатель нелегального оборота за последние пять лет, отметил он.
Ещё по теме: Названы пять продуктов для «прокачки» мозга и памяти
Сигареты
С контрафактной табачной продукцией тоже не всё просто.
Первый заместитель директора Национального научного центра компетенции в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Байсолт Хамзатов поделился выводами прошедшего во втором квартале 2022 года Всероссийского полевого исследования.
Как выяснилось, доля незаконного оборота табачной продукции на рынке России составляет 12,1%. Ущерб от неуплаты акциза и НДС на табачную продукцию — 75 миллиардов рублей. И это цифры немалые.
Правоохранительным и контрольно-надзорным органам удалось сохранить ситуацию на уровне прошлого года. В этом как раз и помогла цифровая маркировка.
Больше всего подделок продаётся в приграничных регионах, таких как: Новгородская, Ростовская области, Кабардино-Балкарская Республика, Ярославская, Смоленская и Брянская области.
Следующая проблема — это электронные сигареты.
90% их рынка совершенно неподконтрольны, отметил заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (оператор системы цифровой маркировки в РФ) Реваз Юсупов, сославшись на данные крупнейших в России изготовителей табачных и никотиносодержащих товаров. И продают их всем без разбора, без учёта возраста.
Ещё по теме: Россиян предупредили о подорожании «долгоиграющих» продуктов
Вода
В России доля питьевой воды низкого качества составляет 60%, а то и 80% от всего объёма. «По детской воде вообще чудовищная статистика». Питьевая вода — довольно серьёзная проблема, возмущён депутат Госдумы Сергей Рябухин.
«Разливают под видом детской воды всё, что угодно», отмечает его коллега Артём Киянов. Чиновники допустили «небольшое послабление в отношении этой категории воды», что породило нарушения. А мораторий на проверки бизнеса как раз и привёл к подобной ситуации.
И несмотря на то, что в России внедряются цифровые средства контроля, отслеживающие контрафактную продукцию, «мы бьём по рукам нашим надзорным органам и говорим: ничего не делайте».
По неизвестным причинам именно детскую воду при введении цифровой маркировки власти оставили немаркируемой. При том, что её проверка Роскачеством показала: 42% образцов детской воды были ненадлежащего качества, отметил председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.
Ещё по теме: «Жадность безгранична»: кто и как паразитирует на новогодних сладостях для детей
Икра рыбная
В преддверии празднования Нового года депутат Госдумы Артём Киянов и председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов сделали акцент на продаже продукта, который называется рыбной икрой. При том, что красная икра — это продукт, «который сопоставим с имиджевыми характеристиками страны». Доля её нелегального оборота составляет на российском рынке икры 30%.
Павлов, ссылаясь на результаты исследования, которое провела его организация, сообщил: в Москве, Санкт-Петербурге и ещё в 40 российских регионах отмечены «сотни случаев продажи некачественной икры, сотни тонн некачественной, фальсифицированной или испорченной откровенно продукции».
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.