За время войны система вооружения британских спецвойск претерпела ряд изменений. Эти изменения были связаны с запоздалым осознанием англичанами того, что новые формы ведения войны требуют и нового оружия. Соответственно, все службы специального назначения – и коммандос, и SAS, и SBS, и «Пустынные призраки», вооруженные одинаково, одним и тем же оружием, одновременно получали и новые образцы - с принятием их на вооружение армии.
Отличавшиеся особым консерватизмом англичане недоверчиво относились к любым новинкам, и потому держались за традиционное старое оружие не только в 1-ю, но и во 2-ю мировую войну. Как пример: чего стоит хотя бы упрямое предпочтение ими даже в годы 2-й мировой войны устаревших револьверов, и упорное нежелание перевооружаться на более современные пистолеты. Именно из-за своего консерватизма британцы перед войной не вели никаких работ по созданию для пехоты легкого автоматического оружия, уповая только на мощь огня обычных винтовок и пулеметов. В результате английским диверсантам в их первых рейдах пришлось воевать с отличными, но не подходящими для ближнего боя винтовками Ли-Энфилд – ведь в британской армии просто не было пистолетов-пулеметов. Английскую магазинную, со скользящим затвором винтовку Ли-Энфилд можно по праву назвать одним из самых лучших образцов этого вида оружия в мире. Дальнобойная, вдвое превосходившая по емкости магазина (10 патронов) все остальные «болтовые» винтовки мира, точная в стрельбе, очень скорострельная для своего класса благодаря удачному устройству затвора, она все же в ближнем бою значительно отставала по плотности огня от пистолетов-пулеметов. Между тем необходимость легкого автоматического оружия для разведчиков выявилась в первых же рейдах, и англичанам пришлось уже в ходе боевых действий спешно «сочинять» для себя пистолет-пулемет. А пока его конструировали - восполнять отсутствие этого оружия закупкой в США дорогущих пистолетов-пулеметов «Томпсон» и тоже «не дешевых» пистолетов Кольт М.1911.
Отказаться «скрепя сердце» от столь милых их сердцу револьверов английских спецназовцев так же вынудили реалии войны. Для ближних схваток, которые были основной формой боя у диверсантов, револьверы имели слишком малый боезапас и медленное заряжание; к тому же походы в тыл противника требовали унифицировать оружие и боезапас, чтобы «не путаться» в разных патронах. А Кольты стреляли теми же 11,43-мм патронами, что и «Томпсоны»; вот и пришлось британцам тратиться на нетрадиционное для них оружие. Правда, крупнокалиберные Кольты по емкости боезапаса недалеко ушли от револьверов, зато перезаряжались они все же значительно быстрее…
Нужно отдать должное «Министерству неджентльменской войны» - несмотря на традиционное недоверие англичан к новинкам, оно быстро осознало необходимость насыщения войск особого назначения автоматическим оружием, и уже на рубеже 1940-1941 гг. обеспечило практически стопроцентное вооружение бойцов диверсионных подразделений скорострельными пистолетами-пулеметами «Томпсон». Исключение составляли лишь снайперы и первые номера пулеметных расчетов, оперировавшие дальнобойным оружием; но и эти бойцы имели для самозащиты пистолеты Кольт-1911.
Снайперы диверсионных отрядов вооружались британскими винтовками с 3-кратными оптическими прицелами, которые обозначались как Энфилд №3 Мк1*(Т). Однако, несмотря на такое название, это оружие не относилось к великолепной линейке армейских винтовок Ли-Энфилд, описанных выше. Это была другая винтовка, носившая в 1-ю мировую войну обозначение «Образец 14». В войсках ее обычно называли «Энфилд-Маузер», так как затвор и магазинная коробка этого оружия разрабатывались «с оглядкой» на знаменитую немецкую винтовку (в результате в «Образце 14» помещалось не 10, а только 5 патронов). Правда, «эксперимент» получился не совсем удачным. Энфилд-Маузер отличался от Ли-Энфилдов еще более высокой точностью стрельбы, но низкой надежностью из-за быстрого перегрева ствола при частой стрельбе. Впрочем, для снайперов, мастеров редких точных выстрелов, эта проблема не была очень острой…
Пулеметное вооружение английских диверсантов состояло из двух британских образцов: из пехотного ручного пулемета BREN, и авиационного пулемета Vickers тип К. Причем BREN’ов, являвшихся основным штатным ручным пулеметом британской армии, после бегства англичан из Франции летом 1940 г в войсках катастрофически не хватало (этих пулеметов, оставленных под Дюнкерком, попало в руки немцев так много, что они даже приняли BREN на вооружение, как штатное оружие). Лишь к 1943 году британская промышленность смогла восстановить необходимую численность ручных пулеметов в войсках; а в 1940-1942 недостаток BREN’ов англичанам пришлось восполнять авиационными Vickers’ами. Большое количество таких пулеметов, устанавливавшихся в открытых стрелковых точках старых бомбардировщиков, оказалось «свободно» в связи с оснащением RAF новыми самолетами с закрытыми турелями, которые требовали другой конструкции оружия. Тогда-то «отправленные в отставку» Vickers’ы тип К и были переданы сухопутным войскам, после чего они в большом количестве попали в разведывательно-диверсионные части.
Пулеметы Vickers, использовавшиеся подразделениями британских диверсантов, в основном сохраняли свой исходный «авиационный» вид, получив лишь закрепленные на стволах сошки. Несмотря на то, что штатный BREN несколько превосходил «полуфабрикат» Vickers в точности стрельбы, британские спецназовцы любили «авиатора» больше, чем «пехотинца». Ведь в отличие от «30-патронного» BREN’a, имевшего темп стрельбы в 500 выст./мин., Vickers питался из дискового магазина емкостью 96 патронов, что при темпе стрельбы в 1200 выст./мин. позволяло создавать высокую плотность огня. Особенно «авиаторы» понравились «Пустынным призракам», которые буквально нашпиговывали свои «вездеходы» самодельными стационарными установками Vickers’ов – как одиночными, так и спаренными. Их увешанные пулеметами высокоподвижные джипы использовались как маневренные станковые огневые точки (этакие «пулеметные тачанки» 2-й мировой…).
Таким образом, бойцы британских разведывательно-диверсионных подразделений практически половину войны воевали с «импортным» легким оружием, делавшим их зависимыми от поставок союзников; английское происхождение имели лишь менее массовые пулеметы и «снайперки». Но в 1942 году британские коммандос стали получать отечественный пистолет-пулемет - английский STEN. «Британец» был намного проще «американца» конструктивно, и стоил значительно дешевле «Томпсона»: цена одного «Томми-гана» равнялась стоимости 15 STEN’ов! Правда, примитивность конструкции английского пистолета-пулемета и его несуразный внешний вид породили среди солдат язвительное прозвище этого оружия: «Изделие водопроводчика».
Действительно, наспех разработанный STEN обладал определенным перечнем недостатков, однако его боевые качества в ближнем бою были вполне приемлемыми, а простота и дешевизна позволили быстро насытить войска автоматическим оружием. Для диверсантов же «Водопроводчик» был ценен в первую очередь тем, что он использовал общеевропейские патроны 9х19 мм «Парабеллум», которые в огромных количествах можно было добыть в немецком тылу, в отличие от «эксклюзивных» 11,43-мм американских патронов, которыми стреляли «Томпсон» и Кольт. Принятие на вооружение 9-мм STEN’а стало причиной смены и пистолета: английские диверсанты перешли с тяжелых крупнокалиберных 7-зарядных Кольтов на мощные скорострельные 9-мм пистолеты Browning HP с большой емкостью магазина (13 патронов). Но, в отличие от STEN’ов, Браунинги англичане не производили, а получали их с оружейных заводов Канады в относительно небольших количествах – исключительно для вооружения диверсионных подразделений. Остальные же военнослужащие английской армии, которым по штату полагалось короткоствольное оружие (даже бойцы парашютно-десантных батальонов!), согласно консервативным традициям до самого конца 2-й мировой войны продолжали пользоваться только револьверами…
В 1942 году спецназ Великобритании сменил и снайперское оружие. Вместо точной, но ненадежной винтовки Энфилд №3 Мк1*(Т) (она же устаревший «Образец 14») коммандос и другие диверсионные подразделения стали получать только что разработанную снайперскую версию общеармейской 10-зарядной винтовки Ли-Энфилд №4 Mk.I*(Т), которая при равной меткости отличалась от предшественницы не только большей емкостью магазина, но и высочайшей надежностью. А в 1943 году справившаяся наконец-то с задачей увеличения производства BREN’ов британская промышленность стала полностью насыщать этими ручными пулеметами войска - в том числе и диверсионные подразделения (хотя и «авиационные полуфабрикаты» Vickers полюбившие это оружие спецназовцы использовали до самого конца войны).
Холодное оружие британских войск особого назначения
Очень важным видом вооружения для войск особого назначения является холодное оружие. Действующим в основном тайно, зачастую в глубоком тылу противника, диверсантам для бесшумного снятия часовых, установки взрывчатки, и многих других дел необходимо иметь ножи. Однако в начале истории британского спецназа обеспечение бойцов диверсионных подразделений столь необходимыми им ножами стало большой проблемой. Дело в том, что в Англии всю первую половину 20-го века действовало жесткое уголовное антиножевое законодательство, которое к концу 30-х гг. практически уничтожило некогда мощную и процветавшую клинковую отрасль Шеффилда. В результате к началу войны британская армия подошла практически без холодного оружия, и английским военным за неимением в стране боевых ножей пришлось скупать бытовые ножи у мясников, а затем переделывать их для работы не по коровам, а по людям.
В 1940-м году два британских пенсионера – Вильям Фэйрбэрн и Эрик Сайкс - специально для коммандос разработали ставший впоследствии очень известным боевой кинжал «Фэйрбэрн-Сайкс». Образцом для их ножа послужили китайские тонкие, стилетообразные кинжалы с двусторонней заточкой, эффективность которых в бою эти бывшие шанхайские полицейские не раз наблюдали за время своей службы.
Разработка ножа для армии и государственный заказ на большую партию холодного оружия позволил экс-полицейским основать свою фирму по производству «холодняка», получившую название «Wilkinson Sword»; однако утерянные британскими оружейниками за несколько десятилетий навыки изготовления хороших ножей даром не прошли. Эксплуатационные качества кинжала оказались не на высоте, и понадобилось еще два года отработки модели, вылившейся в создание трех различающихся модификаций ножа, прежде чем «Фэйрбэрн-Сайкс» действительно начал полностью соответствовать требованиям бойцов войск особого назначения и стал их любимым видом оружия. В окончательном виде «Фэйрбэрн-Сайкс» имел длину 30 см (лезвие – 18 см) и вес 240 грамм.
Еще одним любимым видом «холодняка» у коммандос был тяжелый 50-сантиметровый (клинок – 36 см) тесак «Вoker smatchet», представлявший собой фактически боевой мачете. Из-за широкого и тяжелого копьевидного клинка солдаты называли его «римским мечом» и «гладиусом». Тесак был незаменим во многих случаях: он мог использоваться вместо лопаты при рытье окопа, прорубать бойцу дорогу в зарослях джунглей, а в рукопашной схватке огромный «гладиус» пугал противника, психологически подавляя его, что облегчало уничтожение врага; тем более, что раны, нанесенный «римским мечом», как правило, были смертельны.
Кроме описанных выше специализированных боевых ножей британские коммандос вооружались так же и стандартными армейскими штыками: как старыми ножевидными, сохранившимися с 1-й мировой войны, так и новыми четырехгранными к винтовкам Спрингфилд и пистолетам-пулеметам STEN (по устройству они напоминали советские штыки к «трехлинейке»).
2МВ. Разведывательно-диверсионные подразделения Великобритании
Разведывательно-диверсионные подразделения Великобритании: форма и снаряжение
Разведывательно-диверсионные подразделения Великобритании: специальное оружие
Другие статьи канала по теме: «2МВ. Разведывательно-диверсионные подразделения воевавших стран»:
2МВ. Диверсанты и их вооружение. Советские диверсанты
2МВ. Диверсанты и их вооружение (02). Германия
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории