Большинство из нас в детстве интересовали вопросы в стиле "А что будет, если...". У многих этот ребяческий интерес не угас и в возрасте, когда уже свои дети задают такие же вопросы. У нас тоже. Что будет, если хорошенько ударить по аккумулятору топором? Он взорвется или ограничится фонтаном искр вперемешку с серной кислотой? Взяли и проверили.
Фейерверка не будет
Эксперимент проводим вместе со специалистами "Первой аккумуляторной компании | 1AK.by". В главной роли – роли "жертвы" – белорусский аккумулятор ZUBR. "Палача" играет 800-граммовый топор. В эпизодах – точильный станок.
Топор затачивается, АКБ устанавливается на поддон. Все готово к эксперименту. Замах, удар, топор вонзается в корпус, на бетонный пол вытекает электролит… А где же короткое замыкание, фонтан искр и остальные спецэффекты? В этот раз шоу не случилось.
Для автовладельца такой расклад к лучшему, ведь похожие "травмы" аккумулятор может получить в случае ДТП или по другим причинам. И тогда спецэффекты точно ни к чему.
Но на этом эксперимент не заканчивается, ведь следующая задача – проверить, получится ли при помощи поврежденной батареи завести двигатель. Удивительно, но ZUBR, даже получив серьезное ранение, справился – мотор Renault Logan запущен.
Впрочем, все могло быть по-другому. "При ударе повредились пластины в одной из ячеек источника питания с последующим вытеканием электролита. При этом осталось целым межэлектродное соединение, часть электролита сохранилась внутри, что позволило запустить автомобиль с бензиновым двигателем. В случае с дизельным мотором могла быть иная история, ведь характеристики АКБ после удара деградировали, напряжение, стартовый ток и емкость батареи снизились. Если бы удар пришелся на середину верхней крышки, произошел бы обрыв цепи, аккумулятору не удалось бы завести автомобиль", – комментируют результат специалисты "Первой аккумуляторной компании | 1AK.by".
Помимо аварии можно повредить корпус батареи, например, в процессе переноски: иногда хлипкие ручки имеют свойство отламываться, особенно у тяжелых аккумуляторов большой емкости, которые обычно используются в дизельных авто. Однако даже если АКБ получила пробоину, но сохранила способность к запуску двигателя, как в нашем случае, эксплуатировать машину с такой батареей даже для короткой поездки за новым аккумулятором не стоит. Вытекающий электролит неизбежно повредит все металлические элементы, на которые попадет. Сгнившие, что называется, в хлам площадки для АКБ видеть доводилось. Причина – именно повреждения серной кислотой, вылившейся из аккумулятора.
"На практике известны случаи, когда с поврежденным аккумулятором автомобилисты продолжали движение на какие-то дистанции. Однако эти случаи скорее экстремальные и являются исключениями. Не рекомендуется осуществлять движение с разбитым АКБ. Сильно поврежденный аккумулятор является источником повышенной опасности не только потому, что разлившаяся кислота приведет к коррозии элементов в подкапотном пространстве, но и по причине возможного возгорания. Справедливости ради скажем, что теоретически даже частично разрушенная батарея способна отдавать ток и держать уровень напряжения, способный завести автомобиль и обеспечить его движение на первое время. Но все же ездить с поврежденным аккумулятором не стоит", – говорят эксперты.
Взрыв возможен?
И все-таки нас интересует, способен ли аккумулятор устроить шоу со спецэффектами, например, взорваться? Специалисты утверждают, что это реально:
"Взрыв аккумулятора может произойти при стечении сразу несколько факторов либо при их последовательном сочетании. Причиной взрыва батареи может послужить неправильная работа регулятора напряжения генератора, в результате чего возрастает напряжение на АКБ, увеличивается интенсивность газовыделения. Малый уровень электролита в ячейках батареи наряду с забитыми грязью вентиляционными отверстиями также создают условия для накопления газов и увеличения давления внутри аккумулятора, что обеспечивает предпосылки для взрыва. Разрушение корпуса аккумулятора, сопровождающееся повреждением положительных и отрицательных пластин и распространением паров электролита в подкапотном пространстве автомобиля, также способствует воспламенению водородной смеси и возникновению пожара".
Продолжаем пытать экспертов и интересуемся, возможен ли взрыв, например, в процессе "прикуривания". И тоже получаем положительный ответ:
"АКБ может взорваться при "прикуривании" или неправильной подзарядке. Сильно разряженный аккумулятор через вентиляционные отверстия, если они чистые, в процессе разряда стравливает избыточное количество образовавшихся из-за разложения кислорода и водорода газов. Их стравливание обычно происходит в подкапотное пространство, где они могут накапливаться. И при подсоединении зажимов "прикуривателя" и наличии искры возможно воспламенение газовой смеси и последующий взрыв разрядившегося аккумулятора с возможным дальнейшим пожаром. Но для этого должны очень удачно, а скорее – неудачно сойтись звезды.
При неправильной подзарядке, низком уровне электролита и засоренных вентиляционных отверстиях аккумулятора происходит избыточное накопление газов внутри, что при продолжительном воздействии разрывает корпус батареи на куски и расплескивает электролит, – пугают нас специалисты "Первой аккумуляторной компании | 1AK.by" и продолжают: – Взрыв аккумулятора очевидно опасен для человека. В технической литературе можно встретить сопоставление мощности взрыва АКБ с выстрелом из ружья крупного калибра или дробовика. При неудачном раскладе куски пластика и серная кислота в составе электролита могут серьезно ранить человека. Открытые участки тела, а также глаза могут быть сильно повреждены. В США, например, ведется отдельная статистика смертей при несчастных случаях вследствие неправильного "прикуривания". По сравнению с возможным вредом для здоровья человека из-за взрыва АКБ повреждения элементов и деталей в подкапотном пространстве могут восприниматься как лучшее стечение обстоятельств из возможных".
Саморазрушение – редкое явление
С форс-мажором, забитыми вентиляционными отверстиями, глубоким разрядом и т.д. все понятно. Но может ли аккумулятор разрушиться самопроизвольно при нормальных условиях эксплуатации? Эксперты отвечают на этот вопрос положительно, но с оговоркой:
"Саморазрушение корпуса аккумулятора при обычной эксплуатации авто – явление редкое. Но оно может произойти, если батарея не закреплена в посадочном гнезде. В таком случае в загородных условиях и при поездках по ухабистым дорогам автомобильная аккумулятор может ударяться о металлические детали под капотом, что приведет к трещинам, пробоинам и другим повреждениям. Незафиксированный аккумулятор в целом долго не прослужит автовладельцу, поскольку активная масса пластин внутри батареи будет осыпаться, что приведет к деградации АКБ и выходу ее из строя".
Куда девать старый аккумулятор, если он в силу возраста или по причине повреждения вышел из строя? Конечно, сдавать, получив при этом деньги или скидку на новый.
"Отработанный или поврежденный аккумулятор вы можете сдать в специализированные пункты сбора аккумуляторного лома "Первой аккумуляторной компании | 1AK.by". Торговая сеть имеет официальное право и лицензию на прием старых аккумуляторов. Более того, она насчитывает более 50 магазинов во всех регионах Беларуси, где вы можете сдать старую батарею и выгодно приобрести новую", – рассказали в 1АК.
Продлеваем жизнь аккумулятору
Что делать, если искрометное шоу хочется видеть на YouTube, а не под капотом своего автомобиля, не имея при этом желания посещать пункты приема отработанных АКБ? Соблюдать простые рекомендации от экспертов "Первой аккумуляторной компании | 1AK.by ", которые помогут продлить жизнь вашей батарее:
- Следите за уровнем напряжения АКБ. Исправный аккумулятор должен показывать 12,5-12,6 В. При меньших значениях батарею надо обслужить. Возможно, просто подзарядить.
- Содержите аккумулятор в чистоте. Протирайте ветошью с 10%-ным водным раствором соды для уменьшения саморазряда.
- При наличии окислов на клеммах и токовыводах аккумулятора зачистите их мелкой наждачкой или содовым раствором. Коррозионные образования препятствуют нормальной зарядке батареи и создают дополнительное сопротивление.
- Проверяйте зажим клемм на токовыводах АКБ. Слабый зажим на полюсных контактах будет приводить к нагреву клеммы и провода, а также к недозаряду аккумулятора, что приведет к быстрому износу источника питания.
- Проверяйте фиксацию батареи на посадочной площадке. Крепеж должен быть жестким, без люфта и свободного хода.
- Проверяйте отверстия вентиляционных каналов на наличие засора и грязи. При обнаружении засора газоотвода прочистите его от грязи.
Проверить остаточный ресурс АКБ и сделать полную диагностику аккумуляторной батареи можно в сервисах "Первой аккумуляторной компании | 1AK.by " в вашем городе.
ZUBR – формула максимальной надежности
Аккумуляторы ZUBR имеют свою уникальную историю, уже более 20 лет батареи бренда радуют потребителей. И это абсолютно заслуженно, ведь над формулой максимальной надежности и мощи работали специалисты в лабораториях Европы и США. Гарантия на определенные суббренды аккумуляторов ZUBR достигает четырех лет.
Аккумуляторы ZUBR поставлялись на заводы всемирно известных автопроизводителей, таких как Volkswagen, Geely и др.
В 2021 году бренд ZUBR стал "Народной маркой" Республики Беларусь, а в 2022 году получил награду "Бренд года", что свидетельствует о потребительском предпочтении и любви автомобилистов к этой марке.
В ассортименте белорусского бренда есть аккумуляторы практически для любого автомобиля (для Start/Stop, азиатские аккумуляторы, для активной езды по городу, для эксплуатации в экстремальных погодных условиях и т.д.).
Купить аккумуляторные батареи ZUBR напрямую от производителя вы можете в торговой сети "Первой аккумуляторной компании | 1AK.by " или в интернет-магазине 1AK.by.
Торговая сеть насчитывает более 50 магазинов во всех регионах Беларуси. Адреса магазинов в Минске:
- ул. Лынькова, 123,
- ул. Уборевича, 103,
- ул. Тимирязева, 127, павильон С23 (Радиомаркет),
- пр-т Партизанский, 17,
- сервисный центр Li-ion, ул. Лынькова, 125.
К слову, в торговой сети сейчас проходит акция "Три Богатыря": покупай аккумулятор белорусского бренда и получай гарантированный подарок!
* на правах рекламы