Messerschmitt Bf-109 был чуть ли не основным истребителем Люфтваффе на Восточном фронте. Несмотря на относительно небольшую численность, он сумел добиться неплохих боевых результатов.
На самом деле Bf-109 активно применялся Германией ещё на этапе Балканской кампании в 1941 году, однаку с началом операции Барбаросса Мессер получил новую модификацию "F" - Фридрих, но их численность была невысока: всего 609 боеспособных машин, 57 из которых выполняли роль истребителя-бомбардировщика.
Самое большое по численности Мессеров подразделение распологалось на северном направлении немецко-совесткого фронта. На центральном участке фронта 2-ой воздушный флот имел на вооружении Bf-190F - "Fridrich" и Bf-109E - "Emil". Те же самые самолёты имели 4 группы 4-ого воздушного флота Люфтваффе.
Уже к середине первого дня немецкая авиация успела уничтожить (в основном на земле) 1200 советских самолётов. Поднятые на их перехват И-153 и И-16, хоть и были манёвреннее, но для Messerschmitt угрозы не представляли. Все же немецкий истребитель обладал более высокими скоростными характеристиками и высокими показателями скороподъёмности.
Первые недели немецкая военная авиация полностью завоевала воздух в зоне проведения боевых действий, однако как и раньше, Люфтваффе не имели стратегического резерва самолётов. Немецкое командование делало ставку на материальное совершенство конструкции и профессионализм пилотов. Однако по мере продвижения вглубь СССР, Luftwaffe теряли все больше самолётов. Ситуация на Восточном фронте, в лучшем случае не поменялась, а в худшем менялась явно не в сторону Германии. В 1941 году командование полностью перебросило 2-ой авиационный флот из Подмосковья на Средиземноморский театр военных действий. Вместе с этим на юг улетели многие элитные подразделения немецих воздушных сил. Ещё некоторые время немецким лётчикам удавалось одерживать победы в воздухе, но промышленность Рейха не могла обеспечивать и без того огромный аппетит Люфтваффе на Восточном фронте.
Для немециких пилотов на фоне растущих шансов погибнуть в бою росло и число побед в боях. Один только капитан Герман Граф сумел одержать 200 побед именно в войне с СССР. Но высокий профессионализм пилотов никак не мог помочь производству самолётов и вскоре гитлеровские войска увязли в войне под Сталинградом, а флаг первенства в воздухе стал молниеносно переходить к советским войскам, как в количественном, так и в качественном составе.
Все мы прекрасно понимаем, что бой выигрывают наземные части, а авиация лишь оказывает хоть и немалую, но по поддержку. До появления специализированных FW-190 многие Мессеры стали переделывать в истребители-бомбардировщики, а переходящий в руки Фокке-Вульфа карт-бланш на ведение воздушных боёв заставил уже к 1941 году снять многие BF-109E с постоянного дежурства. Оставшиеся самолёты могли использоваться либо как истребители-бомбардировщики, либо как учебные самолёты, либо как оружие, но не на Восточном фронте. Самые старые Мессеры этой модификации использовались исключительно на юге, на немецко-советском фронте, но в руках венгерских, румынских и испанских лётчиков. Чуть позже Рейх предоставил своим союзникам новые истребители Bf-109F и G.
Messerschmitt использовался почти на всём протяжении Великой Отечественной войны. В том же Сталинграде именно эти самолёты из эскадрильи JG-3 были последними, кто покинул советский котёл. В 1943 году, на Кубани, Люфтваффе задействовали большую часть своих Bf-109 в количестве 220 самолётов. Там же немцы впервые проиграли воздушный бой советской авиации.
После Кубани немецкое руководство переключило своё внимание на Курск, где в ожесточённых воздушных боях, почти в полном паритете с СССР участвовали Bf-109 вместе с FW-190. Им противостояли советские Ла-5ФН, Як-9, и Bell P-39Q (лендлизные самолёты от США). Курская битва стала поворотным моментом во всей истории Великой Отечественной войны. После неё немцы начали своё кровавое и стремительное отступление.
По мере отсупления и повышения тактической недееспособности немецкого руководства росла советская промышленность, в частности появились новые Ла-7 и модификации Як-9, которые в худшем случае ничем не уступали немецким самолётам, а в лучшем - на голову их опережали. Советские ВВС почти полнстью поменяли тактику ведения воздушного боя, отталкиваясь от новых особенностей истребителей. Такие машины гораздо увереннее себя чувствовали на малых и средних высотах, собственно поэтому молодые немецкие лётчики часто гибли в бою, спускаясь с высоты в пространство, где господствовала советская авиация. Однако по мере потерь экипажей, повышалась и результативность асов Люфтваффе. Например Вальтер Новотны сумел одержать свою 250 победу сразу после Курской битвы. От Новотны не отставали и другие асы: Гюнтер Ралль и Эрих Хартман.
В 1944 году освободили Крым, выгнав захватчиков с аэродромов. К концу 1944 года были освобождены многие территории СССР. Оставшиеся подразделения 52-ой истребительной эскадры ещё некоторое время вели бои в Италии, с американскими P-51 и P-38, но крах Рейха на Восточном фронте уже был предопределён. Одной из проблем Люфтваффе, которую так и не смогли решить: проиводители, и в целом руководство в Берлине, не сумели сделать и сертифицировать достойную замену 109-му, а значит обрекли себя на создание уже по факту устаревших самолётов модификации F, которые мало что могли противопоставить P-51 и Советским Ла-7 и Як-9.
Почти на всем протяжении войны советские авиационные подразделения имели численное превосходство по штату специалистов и лётчиков, немцы же обладали высокой авиационной мобильностью: Люфтваффе очень оперативно перекидывали авиационные части с более безопасных направлений на наиболее опасные. Другой важной проблемой, упомянутой мной в начале статьи, стала малая численность Bf-109. К началу войны на всём протяжении фронта от Лапландии до Кавказа было всего 600 самолётов. К 1943 году их численность сократилась до 260. В Берлинской обороне, в 1945 году немцы смогли найти всего 329 боеспособных самолётов, которые по крупицам собирали со всего театра военных действий с 1939 года. Имевшиеся у немцев Fw-190 по большей части воевали на Западном фронте и на советско-германском фронте применялись ограниченно.
Несмотря на тотальный проигрыш на Курской дуге и под Сталинградом, немецким лётчиком удавалось одерживать победы и проводить довольно эффективные бои. Тот же Эрих Хартман к концу войны сумел сбить 352 самолёта. Герхард Баркхорн одержал 302 воздушные победы, а Гюнтер Ралли ограничился 275 победами. По немецким данным за всё время существования 52-ой истребительной эскадры было сбито 11 000 самолётов, и все бои были проведены исключительно на Bf-109.
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.