Найти в Дзене

Антиалкогольная кампания в СССР

Оглавление
Пропаганда за ЗОЖ в СССР
Пропаганда за ЗОЖ в СССР

Алкогольная зависимость остаётся одной из крупнейших проблем государственного значения. По разным оценкам процент пьющих людей составляет от 1 до 5% от общего населения, в зависимости от страны.
Советский Союз стал страной, столкнувшейся с проблемой пьянства с самого создания. Попытки побороть зелёного змия государство предпринимало ещё в 1920-е. Затем за борьбу хватались снова: в 1958 и 1972. Однако правящие верхи быстро поняли, что это бесполезно. Начинался рост кустарного производства и подпольной продажи. Поэтому антиалкогольные кампании тех и последующих лет быстро останавливались.

Радикально за устранение пьянства взялся Михаил Сергеевич Горбачёв. Однако, как показало время, его программа также принесла лишь негативные результаты.

Трезвость – норма жизни

В период перестройки, правления нового генерального секретаря, алкогольной зависимости была объявлена новая война. В 1985 году вышел указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения». В рамках нормативно-правового акта власти предприняли сразу несколько действий.

Во-первых, государство брало в руки монополию на регулирование алкогольного производства и закупки спиртного. Продукция собственного производства, даже для самостоятельного использования, была объявлена запрещённой. За попытки варить самогон предполагалось наказание штрафом до 100 рублей.

Во-вторых, полностью закрывались водочные магазины, а в обычных продажах алкогольная продукция была запрещена. Власти, представители милиции строго наблюдали за исполнением этой нормы.

Наконец, последней мерой стал отказ покупать алкогольные напитки за рубежом. Это существенно сказалось на экономике нескольких стран, основных импортёров спиртного в тогдашний СССР. Антиалкогольная кампания продолжалась почти 2 года. За этот период серьёзных результатов добиться так и не удалось.

Мотивационный баннер СССР
Мотивационный баннер СССР

Какие последствия она возымела

Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» был призван справиться с зависимостью среди простого народа, однако вылился в целую череду проблем.

Снизился объём промышленного производства винограда, многие хозяйства пришли в упадок. Это сказалось на экономике слабеющего и без того Советского Союза. Куда более серьёзной проблемой стало подпольное производство самогона. Несмотря на все попытки, меньше пить народ не стал, также вместо качественной водки, вина и прочего, любители выпить перешли на метил, химикаты, которые в принципе непригодны для употребления, в результате чего погибли тысячи людей. Смертность среди алкоголиков была существенной. Те, кто не погибали, становились инвалидами.

Третья проблема касалась дефицита сахара. До антиалкогольной кампании сахар скупали в промышленных масштабах и применяли для производства спиртного. Также как и конфеты.

Наконец, пошатнулись позиции на международной арене, поскольку СССР лишил прибылей многие государства, импортёров спиртного. В 1987 году кампания была свёрнута и признана неудачной.

Борьбу проиграли, союз потеряли

Сухой закон принимали многие страны, везде попытки ограничить употребление спирта заканчивались поражением. Причина в сути пьянства. Как признают эксперты, бороться с ним нужно не запретами, а пропагандой трезвости. Попытки закрыть доступ к алкоголю приводят к обратным результатам и трагедиям. Так случилось и в позднем СССР.

-3