Найти в Дзене
Библиомания

Почему Настенька не сопротивляется увозу в лес: три версии

Я не знаю, как Роу удалось из этой жестокой сказки сделать добрую и яркую, как палехская шкатулка, историю. Если уж честно, приятного во всем этом леденящем душу сюжете мало. Итак, почему Настенька столь безропотно решает окончить свою молодую жизнь в зимнем лесу? Каждый исследователь предлагает свой взгляд. 1. Известный специалист по "женскому вопросу" Наталья Львовна Пушкарева считает, что главная задача сказок — взлелеять в женщине бесхребетность, если уж сказать напрямки. Настенька — продукт этой массированной "пропаганды". Безответность, доведенная до абсурда. Она согласна самоуничтожиться, лишь бы не выйти за рамки предписанной обществом добродетели. Вне всякого сомнения, сказки подтверждают факт: активный женский жизненный сценарий и в жизни, и в сказке обычно подвергался подавлению, «вытеснению», в то время как безропотные — назовем их так — «Золушки-Падчерицы» восхвалялись и воспевались. Сказки в этом смысле были лишь частичкой общей традиционной идеологии, в которой социаль

Я не знаю, как Роу удалось из этой жестокой сказки сделать добрую и яркую, как палехская шкатулка, историю.

Если уж честно, приятного во всем этом леденящем душу сюжете мало.

Итак, почему Настенька столь безропотно решает окончить свою молодую жизнь в зимнем лесу?

Каждый исследователь предлагает свой взгляд.

1. Известный специалист по "женскому вопросу" Наталья Львовна Пушкарева считает, что главная задача сказок — взлелеять в женщине бесхребетность, если уж сказать напрямки.

Настенька — продукт этой массированной "пропаганды". Безответность, доведенная до абсурда. Она согласна самоуничтожиться, лишь бы не выйти за рамки предписанной обществом добродетели.

Вне всякого сомнения, сказки подтверждают факт: активный женский жизненный сценарий и в жизни, и в сказке обычно подвергался подавлению, «вытеснению», в то время как безропотные — назовем их так — «Золушки-Падчерицы» восхвалялись и воспевались. Сказки в этом смысле были лишь частичкой общей традиционной идеологии, в которой социально активные представительницы прекрасного пола были изгоняемы, порицаемы, осуждаемы и — подчас — сжигались на кострах как ведьмы, а социально пассивные — напротив, восхвалялись.
Н.Л. Пушкарева. Читаем сказки сквозь "гендерные очки"

Кстати, в свое время по интернету прокатилась волна возмущения от иностранцев, случайно набредших на эту сказку.

Своим безынициативным сидением под елкой Настенька, сама того не ведая, бросила вызов американской мечте.

Получить и жениха, и сокровище за покорное хлопанье ресницами — такое посмотревшие наш кинохит интуристы простить не смогли. Их возмущение ( а может, и зависть, из разряда — а что, так можно было?..) очень долго клокотало на просторах интернета.

Наша национальная философия, где не труд, а медитативное сиденье на печи, и не борьба, а непротивление злу насилием в сугробе дают доступ к богатствам и завидным брачным партнерам, больно их эго оцарапало.

Я же полагаю, что воспитательная струя это уже позднейшие веяния. Вряд ли изначально сказка была об этом. Она не про патриархальные эталоны. Думая так, мы историю эту осовремениваем.

2. Мне ближе взгляд Валерия Панюшкина, который видит в этой сказке историю о потустороннем мире. Славянскую "Книгу мертвых", так сказать.

Его заметки о сказках, написанные в слегка хулиганской форме, полны интересных и очень глубоких наблюдений.

Он считает, что «Морозко» это история о потустороннем мире.

Настенька на самом деле умирает от переохлаждения. Она не лжет Морозко, а действительно ощущает тепло в последние секунды жизни, как все умирающие от холода (есть, во всяком случае, такое распространенное мнение).

За девушкой приезжает отец. Панюшкин заостряет на нем внимание:

Мы знаем, что он вдовец. Мы знаем, что он женился на другой. Из многих вариантов сказки мы знаем, что новую его жену зовут Яга. То есть, овдовев, он женился на нежити. Да и сам — жив ли?
В. Панюшкин. Код Горыныча

То есть теперь вся семья переходит в плоскость небытия, только и всего. Вознаграждение Настенька получает уже в загробном царстве.

Я думаю, в этом есть рациональное зерно. Вспомним описание реальной девушки у Ибн Фадлана, которая согласилась сопроводить знатного руса в мир иной. От переизбытка жизненных благ? Вряд ли. В предсмертном бреду она видит красивый сад, то есть мечтает о хорошей жизни хотя бы после смерти.

3. Известная советская исследовательница Наталья Велецкая саму эту сказку особо не рассматривала, однако на фольклорном материале доказала наличие у славян мрачного обычая оставлять в голодный год стариков и недееспособных в лесу.

Это очень архаичная традиция; уже тысячу лет назад никто так не делал. Однако глухие воспоминания об этом в устном народном творчестве все же остались.

Возможно, изначально речь шла не о молодой работоспособной девушке, а о пожилой женщине (или вообще о мужчине).

Либо о молодом, но тяжелобольном персонаже. Который не сопротивлялся, потому что подобные решения принимались не отдельной семьей, а всей общиной. Бежать действительно было некуда.

Кстати, еще один момент, не очень понятный из нашей относительно благополучной современности: старейшины рода могли пойти на это добровольно, чтобы попросить помощи у предков на том свете.

_________________________________________________________________________________

Это очень, очень древняя история. Она изначально уж точно была не для детей. Со временем мы перестали ее понимать и переделали под собственные нужды...