Найти тему
Александр Матусевич

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«Миры Орфея» представляют очередную монографию – сборник статей московского музыкального критика, искусствоведа и историка оперы Александра Матусевича, посвященную творчеству столичного Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского (с 2018 г. – Камерной сцены им. Покровского Большого театра России), за которым автор пристально наблюдает уже около полутора десятилетий.Рецензии на спектакли и концертные программы, написанные в течение достаточно продолжительного периода, дают авторский взгляд на этот самобытный коллектив, его эволюцию и эстетику в переходный период развития труппы. Дополняют картину избранные интервью.

Матусевич А. П. Лаборатория оперы. К 50-летию Камерного музыкального театра. – Самара, РРН. – 2022. – 108 с.

Предоставим слово автору, публикуя вступительную статью из новой книги.

В 2022 году исполнилось бы пятьдесят лет Московскому государственному академическому Камерному музыкальному театру имени народного артиста СССР Бориса Александровича Покровского. Но в 2018 году волею Министерства культуры Российской Федерации театр был ликвидирован — слит с Большим театром России, приобретя статус его Камерной сцены, также носящей имя Покровского. До своего юбилея, таким образом, КМТ «не дотянул» четырех лет. Тем не менее, полувековой рубеж хотелось бы отметить — именно этому событию автор посвящает публикацию своих заметок об уникальном и самобытном театральном коллективе, которые он вел на протяжении последних полутора десятилетий.

Создание Театра Покровского в 1972 году было своего рода вызовом тогдашней отечественной оперной практике и в то же время было велением времени, продиктованным теми новыми устремлениями, которые возникли в недрах оперного искусства, с его всегда продолжающимся поиском правды на сцене и в музыке, с интересом к малым формам, со стремлением к расширению тем, поднимаемых в оперном театре, и нацеленностью на создание нового репертуара, который на традиционных больших сценах приживался плохо.

За почти сорок лет своего существования Камерному музыкальному театру под руководством великого режиссера (1972 — 2009) удалось сделать немало — публике и музыкально-театральному сообществу была явлена принципиально новая эстетика создания оперного спектакля. Не подлежит никакому сомнению та колоссальная роль, какую сыграл театр в рождении новых оперных произведений — КМТ стал настоящей лабораторией современной оперы, где создавалось все самое новаторское и необычное в оперном жанре тех лет. Эту культуртрегерскую миссию он перехватил у двух театров — ленинградского МАЛЕГОТа и московского Музыкального имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — которые выполняли функцию активных создателей и пропагандистов нового репертуара в первые десятилетия после своего возникновения, но позже заметно ослабили эту линию, все более превращаясь в «респектабельные» оперные дома, ориентированные на традиционный классический репертуар.

Ликвидация КМТ в 2018-м воспринималась тогда и понимается и сегодня как событие в высшей степени несправедливое и неправильное, принятое исключительно в угоду не творческим, а бюрократическим соображениям оптимизировать всё и вся, очевидно обедняющее художественную реальность музыкально-театральной жизни России и мира. Нет ничего более полярного и несовместимого по всем параметрам, чем Большой театр и театр Камерный: неслучайно Покровский, будучи многолетним главным режиссером ГАБТа, задумал и создал КМТ как антипод Большому, альтернативу тем творческим линиям, что господствовали на главной сцене страны, как площадку для реализации тех задумок, что были попросту немыслимы в ГАБТе. Присоединение КМТ к ГАБТу выглядело как своего рода насмешка над памятью мастера, над теми идеями, что он проповедовал и успешно реализовывал на практике в своем детище.

За четыре года, прошедших с момента слияния, что-то поменялось в жизни бывшего КМТ, что-то пока осталось нетронутым. Справедливо говорить, что фактически КМТ еще продолжает существовать, хотя бы частично. Во-первых, сам формат спектаклей — габариты зала и сцены властно требуют именно камерного решения. Во-вторых, труппа: несмотря на естественный приток новых сил и вымывание представителей старших поколений — неизбежный процесс в любом коллективе — труппа в своей основе пока еще во многом остается «покровской», воспитанной мастером или его последователями, придерживающейся многих его принципов. Кроме того чисто административно никто не пострадал, никого не «оптимизировали» в связи с объединением, не выкинули на улицу, что в современных российских реалиях уже благо, более того, труппа сохраняет высокую степень автономности, действительного слияния ее с основным коллективом ГАБТа пока не произошло. В виду разности сцен осуществить это, скорее всего, не целесообразно, да и невозможно, хотя отдельные солисты Камерной сцены теперь выходят во второстепенных партиях на больших сценах ГАБТа, а штатники Большого (или гости-гастролеры) все чаще стали участвовать в премьерах Камерной сцены. В-третьих, на Камерной сцене появился свой хор, чего не было в КМТ — участие солистов в хоровых ансамблях было одним из важных принципов системы Покровского. В-четвертых, если прежде постановки в КМТ осуществляли в основном сам Покровский или режиссеры с ним творчески связанные (исповедующие сходные принципы, позже — его ученики-последователи), то теперь руководство Большого дает возможность высказаться на Камерной сцене режиссерам самых разных эстетических устремлений — в этом плане единая художественная линия сменилась откровенной стилевой эклектикой.

Впереди Камерную сцену ожидает глобальная реконструкция (намечена на 2026 год — юбилейный для ГАБТа), которая существенно изменит параметры этого сценического пространства — из зала на двести мест он станет театром на полтысячи зрителей или даже более. Несомненно, это так или иначе повлияет на дальнейшую эволюцию бывшего КМТ в сторону, уводящую его от линии Покровского. Скорее всего, продолжится и всесторонняя интеграция с основным ГАБТом. Но пока еще эти события не наступили нынешний переходный период в деятельности бывшего Театра Покровского можно считать отчасти пролонгированным его существованием, хотя и в несколько ином формате, прежде всего административном.

Автору этих строк довелось быть свидетелем второй половины творческой жизни коллектива — главным образом со второй половины 1990-х годов до нашего времени. Хотя ему памятны еще некоторые спектакли на старой сцене на Ленинградском проспекте (близ станции метро «Сокол»), но преимущественно основные впечатления были получены уже на нынешней сцене на Никольской улице (бывшей улице 25 Октября). Профессиональному же анализу в рецензиях подвергнуты в основном спектакли, возникшие в самый последний период существования КМТ (уже после ухода Б. А. Покровского) и в бытность функционирования труппы в статусе Камерной сцены ГАБТа. В этом одновременно и сильная, и слабая сторона сборника — с одной стороны, почти нет анализа собственно спектаклей Покровского, с другой, подробно зафиксированы творческие искания коллектива последних полутора десятилетий. Дополняют картину интервью с мэтрами отечественного музыкального театра, творчески связанными с Театром Покровского.

Монография продолжает линию публикаций автора по анализу деятельности столичных оперных театров — ранее выходили аналогичные монографические сборники о Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко[1], Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац[2], «Геликон-опере»[3] и «Новой опере» им. Е. В. Колобова[4].

[1]     Матусевич А. П. Театр-дом, академический и экспериментальный. — СПб: РРН, 2020

[2]     Матусевич А. П. Театр для всех, на любой возраст и вкус. — Самара: РРН, 2021

[3]     Матусевич А. П. Модное место. — Самара: РРН, 2021

[4]     Матусевич А. П. Царство музыки. — Самара: РРН, 2022

28 ноября 2022 г., "Миры Орфея"