Помните, иногда контуры территории России сравнивают с лошадью? Многие еще спорят, где у лошади голова, а где ее хвост. А помните, то место, где ноги лошади как бы начинают расти? Так вот именно в том месте, 370 лет назад казаки поставили первый острог на реке Черного Дракона и обороняли свою крепость так, что об этом по-настоящему можно слагать легенды.
Чтобы лучше понять, что такое Албазин, к нашему тексту мы прикладываем отрывки из романа-эпопеи "Тобол. Много званых." Алексея Иванова. Роман потрясающе описывает происходящие события. И совсем не похож на фильм, который сняли якобы по этой книге.
"Нелады с богдойцами у русских начались еще с Ерофея Хабарова, который первым вышел к Амуру. Амурских инородцев – дючеров и дауров – казаки обложили ясаком, но эти инородцы уже платили дань богдыхану. Китай оскорбился и выслал воинские отряды, а казаки лихо разгромили их и продолжали рыскать по Амуру, для защиты построив Кумарский острог. Тогда Лифаньюань приказал дючерам и даурам переселиться в Маньчжурию на реку Хургу поближе к крепости Нингуте. Амур опустел. Кормить казаков стало некому. За продовольствием казаки сунулись вверх по реке Сунгари, но у селения Фугдин китайцы разбили их залпами из пушек. На другой год войско богдыхана осадило Кумарский острог. Казаки пересидели орудийный обстрел и отразили навальный приступ. Китайцы отступились от острога, но не от Амура, и еще несколько лет подряд неутомимо долбили казачьи отряды по всей Даурии. И русские ушли с реки, где не осталось жителей..."
Отрывок Романа выложен в журнале Сноб в свободное пользование.
В нашей геоэкспедциии "от Петра до Петра" одной из главных целей было добраться до Албазина. К Албазину (так по-старинке называем его мы) ведут две дороги. Ну как дороги... Одна грейдерная, другая просто грунтовая, лесная от поселка Талдан. Про нее мы сейчас и расскажем. Главное, куда нужно приехать в Албазине - это Албазинский музей. Он здесь центр жизни. Сюда иногда даже туристические автобусы приезжают. В основном школьников привозят, но бывают и самостоятельные туристы. Описания этого места в интернете на лето 2022 года немного. Есть рассказ смелого пешехода, который добирался сюда и жил в гостях у сотрудников музея. Как сюда добираться нам - мы не знали. На карте две дороги - обе дороги были отрисованы одинаково, и мы решили рискнуть. Чтобы не ехать дважды по одной дороге Джалинда-Сковородино, мы начали этот отрезок своего путешествия к Албазину от Талдана.
Расстояние от Талдана, что на трассе Амур, до Албазино, согласно карте, примерно 75 километров. И в начале все было очень даже не плохо. Прямая как стрела лесная дорога, попрощавшись с Талданом, уводит нас на юг в сторону Амура и Китая. Но с каждым километром дорога становится все хуже: поднимается все в больший склон, и все круче спускается с гор. Грейдер все чаще покрывается ямами и лужами, превращаясь в лесную грунтовку. Хастлер не имеет полного привода, но наш опыт участия в джиперских соревнованиях не дает машине покоя. Дорога есть. Впереди еще 60 километров лесной грунтовки. Хастлер - это маленький городской автомобильчик, способный на многое. Тогда мы еще этого не знали. Скорость передвижения становится все меньше. Грунтовка неплохая, но все чаще попадаются лужи и трубы перекинутые вместо мостиков для ручьев. Кто-то за дорогой все же следит. Вот на встречу выехал пыльный Хантер. Водитель и пассажир косо поглядели на нас, но не остановились. Хантер он почти такой же, как Хастлер, только совсем другой ) Раз Хантер откуда-то едет, значит и Хастлер куда-то приедет. Так думали мы.
"...Вскоре упрямые казаки вернулись на Амур. Неподалеку от слияния Шилки и Аргуни они выстроили острог Албазин. В ответ китайцы начали готовить удар по русским: они соорудили на Сунгари опорную крепость Гирин. После этого в Пекин поехал посол Микулай Спафарий – но не сумел замирить царя и богдыхана. Казаки дерзко учредили в Даурии Албазинское воеводство. Оскорбленный богдыхан двинул на Амур – на реку Черного Дракона – войско чжангиня Лантаня, вооруженное «ломовыми» пушками..."
Отрывок Романа выложен в журнале Сноб в свободное пользование.
Смеркалось. Мы проехали менее половины пути до Албазина. Становится понятно, что до древнего городища мы сегодня уже не доберемся. Попутно выясняется, что вдоль узкой как стрела дороги совсем нет отвороток и мест для ночевки. В лучшем случае, в некоторых местах могут разъехаться два грузовика. Смотрим по карте: отворотка на местечко Осежино только через двадцать километров. Туда мы сегодня точно не доедем. В идеальной середине пути от Талдана до Албазина дорогу пересекает начинающаяся речка Осежина. У пересечения с рекой карта maps.me лучше прорисована и видно, что на дороге нарисован брод. "О боже!" - подумали мы. Кей-кар - это машинка для японских городских дорог, а не для брода в дальневосточной глуши. Совсем стемнело. На Хастлере хорошие фары. Но мы едем с двухлетним ребёнком, и ему пора спать. У речки Осежина нас радует новый мост. Точнее огромные трубы засыпанные гравием и выемка рядом с дорогой, откуда брали гравий для моста. В эту выемку можно будет поставить палатку. Брода нет - лучшая новость для сегодня.
"...В 24 году лучезарной эры Канси, в 1685 году от Рождества Христова, войско Лантаня на судах подошло к Албазину – китайцы называли его Якса. Острогом командовал воевода Лексей Толбузин. Лантань обложил крепость со всех сторон. Китайцы принялись гвоздить Албазин из больших и малых пушек. Ядра повалили частоколы и проломили стены башен. Загорелись амбары и церковь. В рытвины среди развалин упали сотни убитых казаков. Китайцы поднялись на приступ. Но дымящиеся земляные кучи, из которых торчали расщепленные бревна, вдруг затрещали пальбой из русских фузей. Приступ захлебнулся. Обозленный Лантань велел закидать рвы хворостом и сжечь Албазин. Тогда воевода Толбузин согласился на переговоры о сдаче острога. И Лантань честно пропустил уцелевших казаков в Нерчинск...."
Отрывок Романа выложен в журнале Сноб в свободное пользование.
Ночевка в лесу. Алена ставит палатку за 15 минут. И это с уже разложенными ковриками, спальниками, всей личной одеждой и гигиеническими причиндалами. Злобных комаров оставили снаружи. Внутри палатки нас ждал ужин и столь желанный сон. Ночная сказка для Арсения Сергеевича и можно спать. За всю ночь мимо не проехала ни одна машина. Ни один грузовик. Но кто-то же следит за дорогой, значит она кому-то нужна. У нас остается надежда, что дальше дорога будет лучше. Ведь впереди Албазин и какой-то поселок Осежина. Но самое главное, что впереди дорогу преграждает еще раз эта же река.
Утром мы продолжили наш маршрут. Хастлер упрямо ехал по лесной дороге. Дорога с каждым километром становилась все хуже, но все же по ней еще можно было ехать не только на Ниве. Километров за пять до странного острова из реки, дорога делает неожиданную развилку, которой нет на карте. Главная дорога уходит куда-то влево, а наше направление совсем теряется за свисающими ветками деревьев. Мы попробовали проехать влево, но дорога явно уходит в противоположную сторону. Видимо всю пройденную нами дорогу поддерживали для лесовозов, которым нужно просто в лес, а не в поселки, и тем более не к Амуру. Мы продолжаем продираться через деревья. Легкая лесная грунтовка. Ветки царапают кузов новой машины.
"... В Нерчинске воеводу Толбузина ожидало подкрепление: поверстанные нерчинские казаки, иркутские рейтары удинского приказчика Афони Бейтона и московские пушкари с пушками. Воевода принял это войско и вернулся на пепелище Албазина, откуда только что ушло войско Лантаня. Толбузин принялся поспешно восстанавливать острог. Бейтон посоветовал не делать частоколы с башнями, а соорудить засыпанные землей срубы – бастионы-«бастеи» и раскаты-«болверки», а подступы утыкать железными косами – «чесноком». К зиме непокорный Албазин возродился. Русские мертвой хваткой вцепились в хвост Хэйлунцзяна – китайской реки Черного Дракона..."
Отрывок Романа выложен в журнале Сноб в свободное пользование.
На сороковом километре дороги от Талдана нас ждало препятствие в виде мостов. Старые разбитые мосты, где нужно перекладывать доски, чтобы машина не свалилась колесами в дыру и не повисла на кузове. Когда у машины большие колеса, ехать по таким мостам значительно легче. Но у Хастлера шоссейная японская резина и колеса размером 60*155*15 и они совершенно не предназначены для подобных полугнилых досок на мостах. Мы осматриваем первый мост перед собой, и понимаем, что оставили позади более сорока километров лесной грунтовой дороги со страшными для кей-кара лужами, ямами и подъемами в горки. Ехать обратно - терять еще полдня и потенциально застрять в этих ямах. Ехать вперед - большой риск уронить и утопить только что купленную на аукционе машину. Объезда нет. Со всех сторон болото и разлившаяся речка. Оцениваем обстановку и идем пешком вперёд, чтобы осмотреть второй мост. Он кажется получше первого, но между ними высохшая каменная яма с торчащей бетонной трубой.
Принимаем решение ехать. Набираем камней в яму, набираем досок со второго моста, и перекладываем их на первый. Высаживаем ребенка. У Хастлера есть пониженная передача. Не понятно зачем, но на вариатор переднеприводного городского японского автомобильчика установили такую функцию. Ставим пониженную и с остановками через каждые десять сантиметров въезжаем на мост. Старые доски трещат, но держат. Хастлер легкий. Сам по себе всего 800 килограмм, но и мост не новый. Забираем доски из под задних колес и подкладываем их под передние.
С умом и с богом мы преодолеваем трясущийся под нами мост, а может это у нас ноги тряслись видя, как прямо под колесами уплывает черная холодная вода реки Осежина. В каменную яму накидываем еще камней. Не смотря на то, что Хастлер это кей-кар, у него самый высокий клиренс среди себе подобных. 18 сантиметров под креплением заднего амортизатора. У него почти нет передних и задних свесов. Каменную западню дороги машинка преодолевает с гордостью первоклассника одетого в новенький праздничный костюм. Второй мост проходится проще. Доски подложены и главное просто не крутить рулем.
"...Император Канси вызвал чжангиня Лантаня во дворец Ганьцингун и приказал вышвырнуть русских с Амура. Летом Лантань вновь привел к стенам Албазина трехтысячное войско. Казаки стойко отражали приступ за приступом и сами выбрасывались из крепости, чтобы разрушить штурмовые сооружения китайцев. Китайцы беспощадно бомбили Албазин из лунпао – пушек-драконов. Ядро оторвало ногу воеводе Толбузину, и он истек кровью. Командование перешло к Бейтону. Албазин отчаянно отбивался все жаркое даурское лето. Осенью Лантань дважды бросал свое войско на крепость, но осатаневшие казаки отстрелялись из пушек и отмахались саблями..."
Отрывок Романа выложен в журнале Сноб в свободное пользование.
Река преодолена. Но впереди за поворотом оказался кусок низменности, у которого со всех сторон болота. И только дорога состоящая из песка и мелких камушков чуть приподнята. Лужа, лужа. Тут мы вспомнили, как Сережа утопил свою первую Ниву. Тогда, у маяка на Ладожском озере тоже были лужа, лужа, лужа и вдруг канава. Нива была утоплена, и потом несколько дней чинилась в Сясьстрое. Но первое авто-путешествие вокруг Ладожского озера все же было завершено.
Мы проехали болото, поднимаемся вверх на очередную горку. Где-то здесь должна начаться территория заповедника. Очень надеемся, что у развилки на деревушку Осежено дорога станет лучше. Но этого не происходит. Даже указатель на Осежино есть, и туда уходит относительно широкая дорога, но наша дорога на Албазин становится еще уже. Ветки деревьев скребут корпус машины. То слева, то справа лежат вывороченные камни и поваленные деревья. Маленький городской автомобильчик продирающийся 55 километров по лесным дорожками за 17 километров до цели упирается в шлагбаум с колючей проволокой. Приехали.
"...Из Москвы в Пекин договариваться о мире улетело посольство, но пока послы и гонцы преодолевали тысячи верст, Албазин стоял в осаде. В нем бушевала цинга. Умерло пятьсот казаков, осталось полторы сотни. Бейтон ковылял по «бастеям» и «болверкам» на костылях. Но чжангинь Лантань об этом не знал. Лишь весной он получил указ императора отступить. Китайское войско угрюмо погрузилось на суда и поплыло в крепость Нингуту. А в Албазине к тому времени держать оружие могли только двадцать человек..."
Отрывок Романа выложен в журнале Сноб в свободное пользование.
Никого нет. Дорога перекрыта. Шлагбаум на замке. Рядом будка для постового, но и в ней никого нет. Слева и справа заборы с колючей проволокой. За будкой - перекресток и каждая сторона перекрестка все так же перекрыта шлагбаумами и ежами. Никого. Мы сигналим, выходим из машины, рассматриваем будку, замок, систему охраны. Впереди виднеется белокирпичное здание с трубой. Наверно котельная. Рядом разбитая техника. И тут нас замечают, и в нашу сторону идет военный.
Военный доброжелательный, даже улыбается. Объясняем, что хотим проехать. Он спрашивает, на чем мы и откуда. Увидев кей-кар Сузуки Хастлер, даже немного теряется. Говорит, что дальше дорога будет лучше. Только мост один подтоплен, но раз мы сюда проехали, то и дальше поедем без проблем. А ведь это именно те слова, которые мы хотели услышать. Пограничник проверил наши паспорта и поочередно открыт все шлагбаумы. Дальше дорога действительно была лучше. До Албазина - 15 минут. Прямо перед ним мертвая деревня с говорящим названием Воскресеновка. Знак есть, деревни нет.
Если вы бывали в Благовещенске, то конечно же видели Китай, который совсем рядом. Но здесь, у Албазина - Амур еще у'же и Китай находится вот совсем-совсем под боком. Стоит только переплыть не самую широкую, хоть и очень холодную реку, и вы в Китае. Чтобы этого никто не смог сделать, река на всем протяжении, что мы видели ограждена забором с колючей проволокой. Идет хорошая грейдерная дорога. Далее три метра кошенной травы, затем забор высотой три метра, колючая проволока сверху, за ней тропинка и опять покошенная трава. Вот так и выглядит граница. За забором, до самого Амура еще несколько сотен метров заливных лугов. Туда уже не попасть. Но удивительно, то, что в самом Албазине местные купаются прямо в Амуре и там есть свой пляж. Хотя река очень холодная, и купаться особо не хочется.
После потенциального купания в Амуре, или до него, обязательно идите в музей. Обязательно берите экскурсию. Нам повезло не очень, и по нашим ощущениям экскурсовод знала меньше нас (девушка работала первую неделю), но все же что-то новое мы постарались подчерпнуть. Музей несколько лет назад отреставрировали создали значительную экспозицию. Албазинский острог - это музейный комплекс посвященный не только крепости, но традиционному быту и истории края.
Нас же интересовал именно острог. Его копают археологи. Несколько лет назад были найдены останки нескольких десятков тех самых казаков. По черепу одного из них даже сделали имитацию лица человека, отдавшего жизнь в этих местах.
Если вы болтливы и умеете налаживать разговор, то возможно вам повезет зайти в гости к археологам. Они здесь копают уже много лет. Именно они захаранивают казаков, которые погибали в этой крепости сотни лет назад. И рассказы археологов были бы интересны в первую очередь. Ссылка на видео-канал археологов об Албазине.
Сейчас местечко Албазино доступно любому человеку, у которого есть паспорт гражданина РФ или свидетельство о рождении в РФ. Документ обязательно иметь с собой.
Кстати, если вы знакомы с навигатором, то вот вам координаты хорошей стоянки с палаткой N 53 22.670 E 124 09.029.
Обратно на трассу возвращались второй дорогой Джалинда-Сковородино. Примерно 80 километров грейдера. До Джалинды дорога несколько хуже. Но легковушки все равно ездят в Албазин. В Джалинде пограничникам нужно будет показать документ (и туда, и обратно). Пропускают без вопросов. Большая часть грейдера в неплохом состоянии. Один раз даже будет асфальтовый участок. Даже на нашем кей-каре можно было ехать со скоростью в 40-60 километров в час. Дальше нас ждали Сковородино и самый унылый ПГТ с самым необычным названием - Ерофей Павлович. Но это уже другая история.
Описание трасс:
Трасса "Амур" .Описание дороги от Хабаровска до Читы.
Трасса Байкал .Описание дороги от Читы до Иркутска.
Трасса Уссури. Описание дороги от Владивостока до Хабаровска
Трасса Сибирь. Описание дороги от Иркутска до Новосибирска.
Трасса Енисей. Описание дороги от Красноярска до Абакана.
Трасса Иртыш. Описание дороги от Новосибирска до Омска.
Дополнительные материалы:
Подготовка к путешествию через всю страну. От Петра до Петра.
Какой автомобиль мы выбрали для такой поездки?
Перелет от Петербурга до Владивостока с двухлетним ребенком.
Аэропорт Кневичи - вокзал Владивостока на аэроэкспрессе. Первый день в городе.
Заброшенное радиопрозрачное укрытие или просто Шарик. Сопка Монастырская. Владивосток.
Ерофей Павлович вне конкуренции.
Как Островок украл у нас деньги. Как подбирать гостиницы с марта 2022г.
Публикации постоянно обновляются и добавляются.