Такое может быть, когда ребёнок только учится читать. Потому что читать справа налево тексты точно не получится. Это будет не чтение, а просто называние определённых звуков, которые отмечены буквами. Что делать и почему так происходит?
На каком этапе появляется
Мы говорим про детей, у которых нет нарушений речи и высших психических функций. Когда ребёнок уже познакомился с буквами и знает звуки, он может не понимать сам механизм чтения:
❓ мне читать слева направо или справа налево?
❓ может, сверху вниз или снизу вверх❓
Это может быть связано с процессами зрительного анализа, синтеза, когда мы пространство разделяем и смотрим на него в 3D-формате:
✔ пространственное представление ребёнка не сформировано:
✔ он не знает, где право и лево;
✔ больше, меньше;
✔ сомневается, когда сравнивает длину;
✔ не может определить положение предмета: он спереди, позади или сбоку
☝Это один из показателей неготовности ребёнка к чтению.
Как обследовать пространственное представление?
Если оно не сформировано, но ребёнок не отстаёт от нормы развития, предложите ему выполнить задание:
☝ напишите неправильно букву, например зеркально, и попросите ребёнка сравнить с оригиналом.
Если ребёнок видит ошибку, нужно поработать над этим материалом. Если ошибки не видит даже с наводящими вопросами, то это только к специалисту.
Объясните ребёнку принцип
Когда представление сформировано, нужно рассказать ученику о правилах чтения:
✔ Мы читаем слева направо
✔ Сверху вниз
Этих двух принципов мы придерживаемся всегда. Чтобы они быстрее запомнились и стали автоматическими, предложите ребёнку найти слово из трёх букв в строке. Педагогу нужно контролировать процесс:
— Посмотри на первую строку, прочитай слова слева направо и скажи, есть ли здесь такое слово. Отлично! Теперь перемещаемся ниже и делаем то же самое.
Вы можете заниматься поиском предметов, например, найти фрукты, расположенные по рядам, и просить ребёнка обвести все яблоки в первом ряду, затем во втором и так далее.
Главное придерживаться направления «слева направо и сверху вниз» и проговаривать это вслух.
С чего мы начинаем👇
С ориентировки в собственном теле. Ребёнку нужно запомнить, где правая и левая рука. После мы переходим к ориентировке в пространстве, например, ставим посередине стола любой предмет и просим ребёнка определить, как он расположен. Сначала объясняем:
— Если предмет ближе к правой руке, он правее. Если к левой — левее.
Когда ребёнок понял принцип, переходим на пространство комнаты. Просим ребёнка определить, как относительно него расположено окно, входная дверь, стол.
Затем мы усложняем задание и вводим два предмета, как один из них расположен по отношению к другому:
— Тетрадка расположена правее карандаша
— Кот сидит под столом
— Я сижу за столом
После этого мы переходим к ориентировке на листе. Одна из наших учениц предложила следующий способ: когда мы читаем, можно включить воображение: правую сторону назвать «принцессой», а левую — «львом». Получается, лев гонится за принцессой, мы читаем слева направо. Лев — лево, принцесса — право. Кстати, таких лайфхаков много в нашем закрытом чате для учениц.
Еще больше интересных приёмов для обучения детей чтению вы узнаете на бесплатном онлайн мастер-классе
Будьте креативными, смелыми и станьте для детей волшебницей, открывающей мир фантазий.
С любовью и заботой, ваша «Мама Знайка» 💜