Найти тему

Что делать, если ребёнок читает справа налево

Оглавление

Такое может быть, когда ребёнок только учится читать. Потому что читать справа налево тексты точно не получится. Это будет не чтение, а просто называние определённых звуков, которые отмечены буквами. Что делать и почему так происходит?

На каком этапе появляется

Мы говорим про детей, у которых нет нарушений речи и высших психических функций. Когда ребёнок уже познакомился с буквами и знает звуки, он может не понимать сам механизм чтения:

❓ мне читать слева направо или справа налево?

❓ может, сверху вниз или снизу вверх❓

Это может быть связано с процессами зрительного анализа, синтеза, когда мы пространство разделяем и смотрим на него в 3D-формате:

✔ пространственное представление ребёнка не сформировано:

✔ он не знает, где право и лево;

✔ больше, меньше;

✔ сомневается, когда сравнивает длину;

✔ не может определить положение предмета: он спереди, позади или сбоку

☝Это один из показателей неготовности ребёнка к чтению.

Как обследовать пространственное представление?

Если оно не сформировано, но ребёнок не отстаёт от нормы развития, предложите ему выполнить задание:

☝ напишите неправильно букву, например зеркально, и попросите ребёнка сравнить с оригиналом.

Если ребёнок видит ошибку, нужно поработать над этим материалом. Если ошибки не видит даже с наводящими вопросами, то это только к специалисту.

Объясните ребёнку принцип

Когда представление сформировано, нужно рассказать ученику о правилах чтения:

✔ Мы читаем слева направо

✔ Сверху вниз

Этих двух принципов мы придерживаемся всегда. Чтобы они быстрее запомнились и стали автоматическими, предложите ребёнку найти слово из трёх букв в строке. Педагогу нужно контролировать процесс:

— Посмотри на первую строку, прочитай слова слева направо и скажи, есть ли здесь такое слово. Отлично! Теперь перемещаемся ниже и делаем то же самое.

Вы можете заниматься поиском предметов, например, найти фрукты, расположенные по рядам, и просить ребёнка обвести все яблоки в первом ряду, затем во втором и так далее.

Главное придерживаться направления «слева направо и сверху вниз» и проговаривать это вслух.

-2

С чего мы начинаем👇

С ориентировки в собственном теле. Ребёнку нужно запомнить, где правая и левая рука. После мы переходим к ориентировке в пространстве, например, ставим посередине стола любой предмет и просим ребёнка определить, как он расположен. Сначала объясняем:

— Если предмет ближе к правой руке, он правее. Если к левой — левее.

Когда ребёнок понял принцип, переходим на пространство комнаты. Просим ребёнка определить, как относительно него расположено окно, входная дверь, стол.

Затем мы усложняем задание и вводим два предмета, как один из них расположен по отношению к другому:

— Тетрадка расположена правее карандаша

— Кот сидит под столом

— Я сижу за столом

После этого мы переходим к ориентировке на листе. Одна из наших учениц предложила следующий способ: когда мы читаем, можно включить воображение: правую сторону назвать «принцессой», а левую — «львом». Получается, лев гонится за принцессой, мы читаем слева направо. Лев — лево, принцесса — право. Кстати, таких лайфхаков много в нашем закрытом чате для учениц.

Еще больше интересных приёмов для обучения детей чтению вы узнаете на бесплатном онлайн мастер-классе

«ПриклюЧтение» для младших школьников: как читать быстро и без ошибок, легко запоминать и пересказывать по игровой системе».

Будьте креативными, смелыми и станьте для детей волшебницей, открывающей мир фантазий.

С любовью и заботой, ваша «Мама Знайка» 💜