Найти в Дзене

СУЗДАЛЬ. Александровский мужской и Покровский женский монастыри. Про цариц-невольниц

Оглавление

Иногда по жаре бывает очень лениво топать лапками. И тогда мы осматриваем достопримечательности так. Рюрик бдит на своем штурманском месте. Майкуша заметно осмелел, даже в окошко высовывается. Правда, не на скорости. Любопытно ему.

Александровский мужской монастырь

От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году. Их видно на фото выще. Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, ул. Гастева.

Любимый вид через речку Каменку перекинут автомобильный мостик, с которого открывается отличный вид на сразу три монастыря (слева направо): Покровский, Спасо-Евфимиев, Александровский.

-2

По легенде, основателем обители считается сам князь Александр Невский, а датой создания монастыря — 1240 год. Долгое время он находился под покровительством московских князей и назывался «Большой Лаврой».

В соответствии с местными преданиями, обитель была основана для приюта вдов и сирот после страшного разорения края монголо-татарами в 1238 году. Каменный Вознесенский собор сооружён на пожертвования матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной в 1695 году. Это самый старый сохранившийся архитектурный памятник внутри стен. С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года.

А в 1764 году по указу о секуляризации церковных земель монастырь прекратил своё существование по указу императрицы Екатерины II. Обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. Но уже в наше время, в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древней святыни вновь возникла монашеская община.

Церковь Вознесения действительно очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня (в основании восьмигранный столп). Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню настоящим историческим и архитектурным эксклюзивом среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля.

Вот аналогичная колоколенка на Старой улице, но расписанная и украшенная. Совершенно по-иному смотрится:

Покровский женский монастырь

На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Он основан суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем в 1364 году. Изначально все постройки обители были деревянными. В камне монастырь отстраивался только в 1510-1520-е годы. Так что, все, что мы видим сейчас в некотором смысле новодел.

В истории этой обители много тайн и загадок.
Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства. Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодными своим мужьям и власть имущим. Для несчастных в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом. Так, в подклете собора было похоронено около 20 знатных монахинь, среди которых были пятая жена Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Василия Шуйского Мария и т.д. ...

Но именно благодаря этим женщинам в XVI - XVII веках Покровский монастырь становится одним из богатейших в России, вместе с новыми монахинями из родовитых семей сюда поступают вклады от влиятельнейших представителей знати. Кстати, первой знатной узницей обители стала Соломония - жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплодной. В Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.

Последней великой княгиней, сосланной в Покровский монастырь, стала Евдокия Фёдоровна Лопухина - первая жена Петра I.

23 сентября 1698 года её постригли под именем Елены. Однако через полгода Евдокия оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка. В 1709-1710 годах вступила в связь с приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора майором Степаном Глебовым. И все бы ничего, оставили бы Евдокию в покое, если бы не «дело» сына.

Во время Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году в Суздаль был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев, он застал бывшую царицу в мирском платье, а в церкви монастыря обнаружил записку, где её поминали не инокиней, а «благочестивейшей великой государыней нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Фёдоровной», и желали ей и царевичу Алексею «во благополучном пребывании многая лета здравствовать».

Евдокия и её сторонники были арестованы и отправлены в Москву. Евдокия признала свою связь с Глебовым: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата», к чести майора, тот тоже не отрицал близости с опальной царицей. Но главная его вина была не в этом, а в том, что посмел в письмах «цифирью» изливать «безчестныя укоризны, касающияся знамой высокой персоны Его царского величества, и к возмущению против Его величества народа».

Такого Петр не прощал никому, Глебов был посажен на кол и, прежде чем умереть, мучался 14 часов... После допросов и пыток были казнены и некоторые другие сторонники Евдокии, прочие биты кнутом и сосланы. В Манифесте, изданном в связи с делом царевича Алексея Пётр так сформулировал обвинения против бывшей жены: «... за некоторые её противности и подозрения». Собор священнослужителей приговорил Евдокию к избиению кнутом, затем её сослали сначала в Александровский Успенский монастырь, потом в Ладожский Успенский монастырь, где она жила 7 лет под строгим надзором.

Ниже - главный храм Ладожского Успенского монастыря. Съемка 2010-го года.

-6

На западном фасаде под полукружиями закомар имеются декоративные кресты (голгофский и греческий), а в полукружии центрального пролета сохранилась большая ниша-голубец для росписи. Особенность Успенского собора – наличие в помещении храма ниш для погребения. Где-то в Русском музее в Петербурге хранится фреска светского сюжета, украшавшая фасадную плоскость собора.

Голгофский крест, кстати, более характерный для орнаментов католических храмов, чаще - гробниц и часовен. Очевидно, что в XII в. конфессии были еще близки друг другу. С другой стороны собора - православный греческий крест.

После смерти Петра царицу отправили в Шлиссельбург. Опала Евдокии закончилась с воцарением внука — Петра II. Её с почётом перевезли в Москву, дали содержание и двор, особым указом восстановили честь и достоинство. Умерла Евдокия в 1731 году, похоронена в Новодевичьем монастыре.

С 1992 года суздальский женский монастырь возродился как действующая обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов. Увидеть собор Покрова и высокую шатровую колокольню спешат многие. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Василием III. В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке.

Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Интересная архитектурная особенность: надвратная церковь представляет собой миниатюрную копию главного храма обители.

Оставайтесь с нами!

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас