Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Какие разные судьбы. Истории Исаака и Эдипа в контексте желания их отцов.

Эта статья - моя попытка понять является ли история Фрейда об Эдипальном Конфликте в какой то степени и аврамической..

Итак.. Был ли у Авраама конфликт с его сыном Исааком...

Исаак был очень долгожданным ребёнком, подаренным Аврааму и Сарре на старости лет.

Ветхозаветная легенда повествует о том как жена, на тот момент ещё Аврама, будучи ещё Сарой с одной «р»..;) мечтала о ребёнке, но она уже была слишком стара чтобы зачать и выносить, утроба ее была уже омертвелая.. Им было по 100 лет, но Вера их в то что Бог даст им потомство и умножит его как песок морской не ослабевала..

И вот такого, долгожданного благословенными стариками, ребёнка, названного Исааком, Аврааму пришлось однажды поднимать в гору на осле, проснувшись рано утром и взяв с собой нож для жертвоприношения, чтобы принести его в жертву Богу...

Можно порассуждать, в принципе, почему сама библейская легенда была сложена иудеямм именно таким образом...

А связи между Историей об Эдипе и Лае, взятой Сигизмундом Шломо Фрейдом за основу при описании Эдипова Конфликта и историей про Авраама и Исаака я пока не вижу...

Ок. Попробуем разобраться в том что может быть общего у этих двух легенд - греческого поэта Софокла, живущего в 5 веке до н.э. написавшего легенду об Эдипе и всемирно известной истории появления еврейского народа на Земле от Авраама.

Авраам, как уже известно, был верен Богу и поэтому в послушании откликнулся на Его призыв принести единственного сына в жертву. В истории фигурирует Бог Отец (Яхве, Иегова, Элохим, Эльшадай - Его имена) и Авраам как сын Бога... Возлюбленный Его потомок. И он добровольно решает принести сына в жертву угодную Богу.. принимает через слёзы и неимоверную сердечную боль решение его убить...Но убийство таки не свершилось. Бог вовремя увидел жертву Авраама, его готовность Ему послушаться и быть верным..

В истории про Эдипа, рождённого от Иокасты от царя Лая, мы знаем что убийство произошло...Но не сына, а отца.

Совершенно случайно Эдип, выросший в изгнании у другого человека - у царя Полиба, так как Лай услышал о пророчестве о том что его убьёт собственный сын и отдал приказ убить младенца...был спасён человеком, которому отдали приказ его убить и был отдан пастуху, который и передал его коринфскому Царю Полибу.

И вот здесь мы видим пересечение в этих двух историях -

Отец и в первом и во втором случае намеревается убить Сына.

Но с какими разными мотивами это все происходит: Авраам, совершенно потрясённый просьбой Бога Отца, заносит нож над своим сыном... И Бог здесь, однозначно, служит прообразом Фрейдовского Супер Эго, которого нельзя не послушаться... И, одновременно, любовь к сыну заливает глаза Авраама слезами... Но он, таки достаёт нож над ничего не подозревающим ребенком и заносит его - нельзя не послушаться Бога... Чтобы спасти свою Душу..

И с другой стороны царь Лай, отдающий приказ убить младенца сына... Чтобы спасти свою Жизнь...

Какие одинаковые намерения.. Какие разные мотивы..

Царь Лай, можно предположить, выступает здесь в роли Фрейдовского Ид, которое хочет удовлетворения для себя.

А Авраам - в роли Эго, мечущегося между желаниями Ид и требованиями Супер Эго..

Ид в истории Софокла победило - Лай, отдав приказ убить сына, через много лет, все таки, погиб сам от его же руки.. совершенно случайно Эдип и убил своего Отца Лая и, женившись на его жене Иокасте, он ещё не знал того что она его мать..

Инцестуозное влечение, неосознанное, и потому не имеющее вины в этот момент, реализующееся посредством совершенно случайных событий.. в этой истории одержало победу..

Чудовищная Вина настигла Эдипа позже..

Когда он случайно все понял - да, это он убил Отца - Лая.

Да, Иокаста, женщина с которой он спит - его Мать.

Переполненный отчаянием и чувством вины от содеянного Эдип наказывает себя сам - выкалывает себе глаза..

Эго в лице Авраама по легенде одержало победу и не нарушило закон Бога Отца.

Эго в образе Лая не было настолько успешным..

Эго в роли Эдипа натворило что-то страшное под натиском влечений из Ид при полном неосознавании того что же, на самом деле, произошло..

В истории с Авраамом все закончилось очень благополучно - все остались живы, здоровы и счастливы. Послушание со стороны Эго требованиям Супер Эго принесли свои плоды.

Эта история, конечно же, была дана евреям в назидание и поучение..

И, воспитывающийся в иудейской семье Сигизмунд Шломо, естественно, не мог не знать ее наизусть..

Только став врачом психиатром и с бесконечным упорством прикладывая усилия по поиску метода лечения для своих пациентов, он стал перед выбором - какую же символическую историю взять за основу для описания развития психики человека, наполненного всевозможными страстями Ид и рано или поздно сталкивающимися с требованиями Супер Эго..

В древнегреческой истории об Эдипе мы не видим всей полноты картины, которую Фрейд представил в символическом прохождении Эго человека через Эдипальный конфликт с его последующим разрешением.

Мы видим только раскаяние Эдипа, чувство вины, которое свидетельствует о том что он не желал на самом деле смерти своего отца осознанно, и не желал инцестуозной связи с матерью сознательно..

Чувство вины взято Фрейдом за основу того что человек, даже совершивший то к чему его подталкивали Влечения Ид - и нечаянное отцеубийство и непланируемое кровосмешение с матерью, но раскаивающийся, достигает уровня невротического конфликта, в котором он вынужден, кстати, пребывать всю свою жизнь.

Влечения Ид не могут быть как оставлены без внимания, так и не могут быть удовлетворены в том объёме, в котором они этого бесконечно требуют от Эго, находящегося пожизненно как бы между двух огней.

Насколько я это понимаю, Фрейду удалось объяснить природу человеческих страстей посредством этого мифа об Эдипе, без подведения к необходимости соответствовать любым способом требованиям внешнего закона, в частности религиозного иудейского, либо нового - христианского, акцентируя своё внимание на том что есть внутренний закон - есть психическая структура Супер Эго, которая посредством совести и чувства вины будет всегда сама вершить суд над нарушившим этот свой собственный же Закон.

Автор: Шиманская Светлана Евгеньевна
Психолог, Супервизор, Психоаналитическая психотерапия

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru