Любите ли вы трэш-, спид- и дед-металл, так как люблю его я? Дело в том, что я стили-то эти люблю, но вот особо, если честно, не различаю. Конечно же, отличить все эти направления от того-же хеви-металла я смогу – их плотное родство с панк-роком и хард-кором в виде грязи, непричёсанности и бешеного драйва очевидно и понятно. Но вот слушая тот же Venom, Slayer или Megadeth точно и однозначно сказать какой из металлов 80-ых сейчас звучит я не смогу. Для меня это всё едино и неотделимо. А всё почему? А потому, что в детстве и юности на меня валом валила лавина кассет отечественной тяжёлой музыки с полуофициальными записями отечественных, в общем-то, полулегальных тяжёлых групп. А они в одном котле мешали всё и сразу и от того порой получалось, что тот же Megadeth только в начале 00-ых приходил к тому, что Чёрный Обелиск сделали уже в 1988 году.
В отличие от советского филармонического металла, который я уже вспоминал ранее https://dzen.ru/a/Y3uhZ4Ng6kO4dbu1, гаражно-лабораторный металл был куда менее «пародийным» по отношению к западным аналогам явлением. На то была свои причины. Во-первых, все эти трэши и спиды с дедами в обнимку у нас развивались если уже не параллельно с западной сценой, то уж точно с куда более короткой задержкой, чем хард-н-хеви и хеви-металл. Во-вторых, парни, нарубающие мясо именно таким вот типом и манером, были куда более независимее и свободнее, чем бывшие работники филармоний и участники ВИА – им установок от худсовета не требовалось, и оправдываться ссылками на мировую прогрессивную молодёжь не требовалось. Единственное, что им требовалось для легализации своих выступлений – это членство в официальном и государственно-курируемом рок-клубе, коих по стране к середине 80-ых было не один и даже уже не два.
В общем-то, такое вот железное марширование в ногу со временем не давали такой мощной и бешеной популярности. Хотя оно и логично – большая часть «гаражного» советского металла, в отличие от «филармонического» хард-н-хеви, была в той или иной степени явлением субкультурным. Причём, судя по количеству соответствующих коллективов, сконцентрированных в основном в столице. Если уж совсем озаботиться и посчитать пальцем, то именно Московская рок-лаборатория дала нашему неформальному пространству наибольшее количество независимых тяжёлых групп. Их было много, да … но далеко не всем фортануло ярко зажечь и остаться в памяти. Хотя вот моя память сохранила как минимум десяток очень мощных и очень крутых тяжёлых коллективов из того самого позднего СССР. О моих самых любимых и, на мой взгляд, самых интересных сегодня коротенечко повспоминаем и поностальгируем:
Коррозия металла
Это даже и не группа – это целое явление. Именно они начинали играть старый добрый трэш одними из первых в СССР, и именно они стали первой принятой в Московскую рок-лабораторию металл-группой. При этом то был как бы и не совсем трэш – то была многогранная музыка на стыке кучи жанров. А потом по нарастающей началось какое-то безумие коллектив превратился сперва в бизнес-проект, а потом вообще стал проектом одного человека. Чадить и угарать так долго уже просто неприлично, а про возникшую и долго висящую в текстах правую повестку я вообще молчу – нынче КМ, совсем не то, что было вначале. Но то, что было в начале – просто отлично, а местами так вообще потрясающе.
Клиника
Этот коллектив был настолько парадоксален, что даже сейчас не верится в его существование. Найти на стримингах и на торрентах их записи не так-то просто – хотя у них были даже официальные, выпущенные на «Мелодии» пластинки. Более того, они – исполнители дикого спид-металла, означенного как ПТУ-металл рок – были участниками многих официальных фестивалей и на некоторых даже становились лауреатами. И это не смотря то, что их живые выступления носили характер дикого шоу, а тексты песен несли в себе темы, которые были слишком запредельными даже для разгара свободы слова в 90-ых. Хотя на кассетах в те годы они писались и переписывались многократно и подпольные тиражи у них были неслабые. Теперь же вот – только пару видео в сетях и доступны широкой публике, для поиска всего остального придётся заморочиться … но оно того стоит. Важно помнить, что весь этот дурдом был придуман и исполнен музыкантами очень высокого уровня, что, безусловно, наложило свой отпечаток.
Э. С. Т.
В общем и целом, Электро-Судорожная Терапия – это Жан Сагадеев плюс кто угодно. То есть коллектив прям в духе всех тех, кого этот прекрасный юноша в юные годы слушал и на кого ориентировал своё безумное творчество. В соответствии с текущими музыкальными предпочтениями Жана коллектив менялся – от пауэр-трио до толпы народу, от моторхеда до пантеры. Но в то же самое время всё это было невероятно самобытно, ибо какая-то проникновенная раздольная русская тоска в его текстах и вокале так и сквозит. Кроме всего прочего, не могу не отметить, что забвение моего земляка Константина Ступина и его Ночной Трости, после их яркого явления народу, оказалось никому не нужным потому, что это место уже занимал Жан со своим Э.С.Т.ом. Странно, что на модной волне реинкарнации Ступы все как один забыли про Жана, даже старые фанаты Терапии.
Д.И.В.
Большая часть широкой публики узнала эту группу по такому движению, как «Железный марш». На тот момент коллектив был уже непосредственным членом Корпорации Тяжелого Рока со всеми вытекающими – трэш, угар, голые бабы на сцене, ультра-правые тексты. А ведь начинали они, как самая натуральная трэш-металл банда в духе Slayer с запилами, мощными грувами и бесовщиной. Выступали в основном совместно с Э.С.Т. и Чёрным обелиском … но, как не крути, даже став соратниками Паука, они остались прекрасными музыкантами, которые, кстати сказать, начали играть грув-металл в России. Но вот, поди, найди их на просторах интернета. Не просто это. Только редкие концертные выступления и без агитации на рознь. И эта самая позиция группы стала большим препятствием для их большого успеха. Ну что ж – у каждого своя дорога.
SHAH
ШАХ – одна из старейших отечественных металл-групп. При этом мало кто из почитателей металла тогда думал о том, что это мясо нарубают простые цыгане из Москвы. Настолько всё было сыграно по фирме и спето на таком чистом английском, что полное ощущение западного происхождения коллектива не исчезало даже после 90-ых, когда Антон Гарсия начал давать интервью и появляться в кадре. Я не буду здесь уподобляться многим интернет-критикам и пытаться найти какие-то отголоски цыганской музыки в их творчестве (Антон – наполовину цыган, да и оба его знаковых басиста были с цыганскими корнями). Как по мне, так самобытность этого коллектива проявлялась явно в иных сферах, чем «ай-на-не», специфика здесь куда более глубокая.
Чёрный Обелиск
Естественно я имею в виду тот самый Чёрный обелиск, который создал и самозабвенно делал Анатолий Крупнов. Все, что было под этой вывеской после его ухода из этого мира – подлость и низость по отношению к памяти этого невероятного автора, самобытного исполнителя, неповторимого музыканта. Все эти эпитеты однозначно ложатся и на его Обелиск. Будучи человеком широких взглядов, он не стеснялся одновременно играть металл, хард-н-хеви, фанк, ритм-н-блюз, психоделию, эстраду и народную посную. Причём не в разных частях песни, а сразу везде, только меняя количество этих ингредиентов – здесь чуть больше этого, а там чуть больше того. Вообще я даже так сразу не могу подобрать зарубежных аналогов Анатолию и его Обелиску. Разве что только Mr. Bungle и Майк Паттон, но даже это не совсем то.
В завершении я хотел бы сказать, что в процессе подготовки материала и написания текста меня не покидал вопрос, а почему же все эти группы так и не стали стадионными командами? Сказать, что спроса на них не было – так это неправда. Даже в наших провинциальных пенатах о них знали и слушали. Утверждать, что они не выдерживали конкуренции с Арией, Мастером и Чёрным кофе – так это тоже не верно. Слушали их вполне себе параллельно, да и на концерты ходили бы так же. Но вот как-то у них не случилось. Может от того, что их субкультураня природа так и осталась субкультурной и самопродюссирование не дало ничего хорошего, а для того, чтоб расширить их творческий выхлоп не нашлось грамотных продюсеров тяжёлого жанра? Может быть и так, но какая уж теперь разница. Да и не это главное. Важно, что они в принципе были и оставили о себе добрую музыкальную память.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.