Наверное пока прикрою эту тему, горькие лекарства никто не любит. То ли дело современные "сладкие сиропчики", где все молодцы и сплошные герои.
Народ начал обижаться, мол чой это аффтар цепляется к "старой" работе М.Морозова прицепился. Да не цеплялся я вовсе, просто работ по данной теме совсем мало. Разбирать ситуацию, используя советских авторов? Дык, совсем тоскливо получится.
Нат эту работу ссылаются, она служит базисом для других "исследователей", которые мне пишут: "мол че ты тут (ерундой) маешься. Великий мэтр уже все рассказал!"
А, мэтр, сам сознается, что работа старая. Попытался использовать эту работу и я, при работе над вторым томом "Освобождения Крыма" (как положено, ссылаясь на автора). В результате пришлось переписывать раздел по морской авиации заново. Жаль потраченного времени. Да, работа старая, в ней много косяков и устаревшей информации.
И что теперь? Лучше сразу отвечу на вопросы, расставлю точки над Ё (не вступая в длительные разъяснения).
Ну, например (дабы не быть голословным) берем цитату: "Куда больших результатов добился 18-й гвардейский ДБАП. Его «Бостоны» выполнили 253 вылета, и совершили 90 атак топмачтовым методом. На их счету повреждения транспортов «Альба Юлия», «Оссаг», завершающий удар по «Tee»". Не будем придираться к мелочам: не был на тот момент 18-й бомбардировочный авиаполк еще гвардейским (гвардейским он стал только 26 декабря). Да, полк действовал в составе 2-го гвардейского авиакорпуса корпуса дальнего действия, и иногда, он работал и по Крыму и по Черному морю. Но все документы по нему давно-давно лежат в сети (по всем его операциям).
Да, налет на Констанцу 12 числа был. Это была авиация дальнего действия.
Но, кто сказал, что "Alba Julia" его работа? Транспорт был поврежден 18 апреля. Да, авиация дальнего действия в ночь на 18 число работала. Но не по морю, а, по Констанце.
К "Alba Julia" АДД не имеет никакого отношения. А, вот налет на Сулину, куда притащили поврежденный транспорт, их работа. Но, в тот раз в транспорт бомбы не попали.
С танкером "Occag" картина та же. При чем здесь авиация дальнего действия, если в тот день она не работала? Над Черным морем они появились только на следующий день.
Ну, и, чтобы "закрыть гештатльт" по авиации дальнего действия. к транспорту "Teja" она тоже отношения не имеет. Последний налет ее на бухту Камышевая был в ночь на 10 число (адд вообще работала ночью), а транспорт потоплен в 13 часов (и в принципе четко понятно, кто это сделал.
Ладно, давайте подробнее смотреть.
Итак, противник принял решение удерживать Севастополь. 20.04.1944 в 11.20 состоялось совещание, с участием командования Кригсмарине и Люфтваффе под председательством А.Гитлера, на котором обсуждались мероприятия, связанные с обороной Севастополя и проведения эвакуации из города. На совещании было принято решение удерживать Севастополь, в связи с чем, от командующего 17-й армией потребовали информацию о количестве войск, необходимых для удержания Севастополя. Данные необходимо было представить к 7 утра 21.04.44г. [1] Изменилась ли что-то в связи с этим, в немецких перевозках?
21.04.1944
Конвой «Jockei» вошел в Констанцу.
Из Констанцы в Севастополь ночью прибыли корабли для конвоирования транспорта «Ardeal», и сразу же из Севастополя на Констанцу отправился конвой «Luna» («Ardeal», два раумбота, охотник, четыре БДБ, три торпедных катера)
Почти одновременно из Севастополя ушли 3 БДБ с 97 ранеными 618 солдатами 140 эвакуированными и 35 т имущества.
Из Констанцы вышли конвои:
-«Bussard» (3 БДБ, один охотник, два катера типа «KFK»)
-«Primus» (2 эсминца 2 охотника, танкер «Ossag» и КТ-25)
-«Aida» (4 БДБ, «Dresden», «Stortebeker», «Junak», «Grette-Adele», «Seeadler», 5 катеров типа «KFK», один охотник)
-«Karmen» (буксир «Geiserich» 2 транспорта типа «КТ», 4 БДБ и 2 охотника)
Противник отмечает, что порт Севастополя находится под сильным обстрелом Накрыто убежище зенитчиков, прикрывавших позиции 601 морского дивизиона (но не указано в каком районе). Но все это, работа армейцев.
Флот пишет, что из-за плохой погоды он действий не вел.
22.04.1944
Катера ЧФ вновь вышли на дежурство, но опять неудачно. Авиаразведка, в связи с улучшением погоды, обнаружила в море много целей (их перечень с координатами занимает страницуу машинописного текста). Как указывает «Хроника…» было обнаружено 22 конвоя: 20 конвоев из Констанцы и 2 обратно, из Севастополя. Возможно, в честь дня рождения дедушки Ленина (тогда все знали эту дату), а, возможно, после разноса из ГШ флота разведчики немного перестарались, такого количества конвоев у немцев просто не было. Но, в этот день Черноморский флот резко активизировал свою деятельность. В связи с тем, что авиаразведке пивиделось более ста судов, был отдан приказ командующего флотом, в ночь на 23.04.1944 всем торпедным катерам выйти на «охоту». Приказано было «искать и топить».
Что отмечает противник?
Конвой «Luna», в составе которого следовал транспорт «Ardeal», в сопровождении охотника Uj-105 и тральщика R-164 имея на борту 732 раненых 3080 солдат 189 эвакуированных 982 пленных на переходе Севастополь-Констанца дважды атакован советской подводной лодкой. В этот день стреляли (но промахнулись) «Л-4» и «М-62», еще две лодки видели конвои, но по разным причинам не смогли их атаковать.
Противник отмечает очень высокую активность авиации.
В 8.20 первая атака на конвой «Primus». Противник указывает 30 самолетов (штурмовиков и истребителей). Скорее всего, противник «соединил» два удара в один.
В 9.30 (т.е. по немецким часам получается 8.30) нанес удар 47-й шап. Девять Ил-2 с пикирования, и четыре Ил-2 топмачтовым методомнанесли удар по конвою (указано 3 транспорта, сторожевой корабль и три торпедных катера). По донесениям пилотов потоплен транспорт 3000т и торпедный катер. В воздушном бою с шестью ФВ-190 истребители прикрытия сбили один самолет.
В 9.50 нанес удар 8-й гвардейский шап: 12 Ил-2 с пикирования и шесть топ-мачтовым методом нанесли удар по тому же конвою. Налету противодействовал плотный зенитный огонь и истребители противника. По донесениям пилотов потоплен транспорт 2000т и катер. Свои потери один Ил-2.
По донесению немцев: «повреждений нет».
9.40 (по нашим часам 10.40) противником отмечается еще один удар по конвою «Primus» в 20 милях юго-западнее м.Херсонес. И, именно во время этого налета танкер получил тяжелые повреждения.
М.Морозов пишет о том, что это успехи дальней авиации. Он указывает: «Куда больших результатов добился 18-й гвардейский ДБАП. Его «Бостоны» выполнили 253 вылета, и совершили 90 атак топмачтовым методом. На их счету повреждения транспортов «Альба Юлия», «Оссаг», завершающий удар по «Tee». Однако и эти успехи были достигнуты дорогой ценой. Потери составили 13 машин с подготовленными экипажами. Это привело к значительному снижению числа вылетов (в период 10-13 мая всего 42). Потери были бы безусловно меньшими, если командование в обязательном порядке выделяло в помощь «топмачтовикам» штурмовики для подавления зенитного огня».
К мелочам придираться не будем (хотя, гвардейским он стал только 26-го декабря 1944 года). Есть более важный нюанс. Документы 18-го дбап не позволяют приписать данные победы самолетам этого полка (он, в принципе, работал в интересах 1-го Украинского фронта).
Противник пишет о том, что конвой был атакован 41 самолетом, среди которых были «штурмовики, истребители, бомбардировщики». Т.е. скорее всего, атаковали несколько групп. Возможно, время атаки 8-го гв. шап указано ошибочно. Противник отмечает мощную шурмовку конвоя. Возможно 8-й гв.ю шап атаковал вместе с 12 самолетами 13-го гв. омрап (время атаки на конвой не указано, но, координаты похожи).
Сложно сказать, кто нанес «роковой» удар по танкеру. Так или иначе, был достигнут успех: танкер «Ossag» (1700 брт) получил попадание авиабомбы (скорее всего топмачтовым способом в правый борт). По состоянию на 17.32 под водой скрылась кромка правого борта. Танкер пытались дотянуть до Севастополя.
В 11:10 и 11:33 атака пикирующих бомбардировщиков на КТ-25 (тот же «Primus»). Противник указывает, что «повреждений нет». Да, есть такие данные в «Хронике» 12 Пе-2 из состава 40-го бап «безуспешно» (так в источнике) пытались атаковать транспорт. Остатки конвоя (без танкера) вошли в Севастопольскую бухту.
В 13.12 атака 4 самолетов на конвой «Krone» («Totila», транспорт типа «КТ», охотник раумбот следующие из Констанцы в Севастополь). Повреждений нет. Скорее всего, атака 4 торпедоносщев 5-го гв. мтап (время и координаты совпали). Советские Ил-4 были отогнаны истребителями сопровождения.
15.15 атака 7 самолетов на конвой «Figaro» («Budapest», «Danubius», бдб и 5 охотников). Атаку можно «приявзать» по времени, координатам и… корабельному составу. Все верно, по нашим данным, три Пе-2 в сопровождении 4 истребителей безуспешно атаковали конвой из транспорта 2 тыс. т., БДБ и 5 сторожевых катеров.
16.01 налет на транспорт «Kassa» (6 бомбардировщиков, 6 истребителей). Повреждений нет, но истребителями сопровождения сбит «фоке-вульф», но в наших документах однозначного соотвествия не найдено.
17.14 транспорт «Ardeal» отмечает атаку подводной лодки. Атака «привязывается» по времени четко к атаке «М-111» (командир капитан-лейтенант Хомяков), которая в 18.15 (по нашим часам) атаковала конвой двмя торпедами, с дистанции 3 кабельтовых. Как пишет «Хроника..»: «На лодке слышали взрыв торпеды, транспорт потоплен». Но… нет, мимо. Uj-105 атаковал лодку глубинными бомбами. На лодке насчитали 60 бомб. Лодка ушла в Очемчири.
Правда, противник отмечает в 17.42 повторную атаку двумя торпедами. Мимо. Или немцам показалось или была повторная атака.
Транспорт прибыл в Констанцу, доставив 732 раненых, 3080 солдат, 189 эвакуируемых, 982 пленных.
В Констанцу прибыли: 3 БДБ (97 раненых 687 солдат, 140 эвакуированных 85 тонн груза). Конвой «Bussard» вышел из Севастополя в Констанцу (3 БДБ, артиллерийская баржа, охотник, на борту 528 солдат, 234 раненых, 24 эвакуируемых). В Севастополь прибыли «Aida», «Karmen» и следовавший в сопровождении раумбота транспорт «Kassa».
На пути в Севастополь находились:
-«Krone» («Totila», один КТ, один охотник, один раумбот)
-«Figaro» ( «Budapest», «Danubius» БДБ, пять малых охотников)
-«Wage» («Весы» в составе «Tisza» и 6 БДБ)
-«Kaktus» и «Zentra» (10 БДБ 2 охотника, 1 буксир)
Как указывает «Хроника…»: «Командующий флотом объявил благодарность летчикам за отличное выполнение задания по уничтожению противника, пытавшегося бежать из Севастополя морем». *Аплодисменты)
[1] NARA T-311 R-156 fr. 01112