Найти в Дзене
Абзац

«Что делает Китай?»: как СМИ Великобритании отвлекают граждан от собственных забастовок

Оглавление

Антиковидные протесты в Китае привлекли слишком сильный интерес британских СМИ. Это неспроста. Дело в том, что в самом Соединённом Королевстве которую неделю не утихают забастовки. И о них в местных медиа говорят мало и неохотно. «Абзац» разбирался, в чём принципиальное отличие протестов в двух странах.

Автор Арина Ткачук

Фото: Youtube / ALL in 4K
Фото: Youtube / ALL in 4K

Ковид, уходи!

Последние пару недель в КНР наблюдается рост заболеваемости COVID-19. Более 30 тыс. новых случаев выявляются ежедневно, это максимальные числа с апреля 2022 года. Политика «нулевой терпимости» к ковиду энтузиазма не вызывает, и Поднебесная явно проигрывает войну с вирусом.

Протесты в Китае относительно редки. Однако надоевшие ковидные ограничения вынуждают людей публично выражать недовольство политикой партии. Тысячи людей вышли на улицы в Шанхае, Урумчи, Пекине, Гуанчжоу и других городах.

Непосредственным толчком к началу демонстраций стал пожар в Урумчи, столице Синьцзяна, на северо-западе страны. Десять человек погибли из-за того, что аварийно-спасательные службы не смогли подобраться достаточно близко к охваченному пламенем многоквартирному дому.

Жители обвинили антиковидные ограничения в том, что они препятствуют спасательным работам.

«Некоторое время гнев сдерживался, но я думаю, что 20-й съезд Коммунистической партии Китая (КПК) дал надежду на то, что проблемы с жёсткой антиковидной политикой будут решены. Когда этого не произошло, разочарование быстро закипело»,сказал New York Times Яшенг Хуан, профессор Школы менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте.

Британские СМИ довольны

Сегодня первые полосы всех британских газет и главные страницы цифровых изданий посвящены только одной теме – антиковидным протестам в Китае. Журналисты в красках описывают массовые выступления в КНР и высказывают робкие надежды на смещение лидера страны Си Цзиньпина.

Фото: flickr.com / G20 Presidency of Indonesia
Фото: flickr.com / G20 Presidency of Indonesia

В своём материале корреспондент «Би-би-си» в Китае Стивен МакДонелл отмечает принципиальное отличие нынешних протестов от всех предыдущих:

«Было очень шокирующе услышать, как толпа в Шанхае призывает лидера Китая Си Цзиньпина уйти в отставку. Протестующие хотят, чтобы Коммунистическая партия сменила свой курс, и это большая проблема для КПК, которая сама себя загнала в эту ситуацию».

The Financial Times сообщает, что в финансовом центре Шанхая полиция изо всех сил пыталась разогнать собравшиеся большие толпы, которые скандировали антиправительственные лозунги:

«Негативная реакция на антиковидные ограничения в стране – один из самых явных вызовов авторитету правящей Коммунистической партии Китая за последние десятилетия».

Журналисты Симина Мистреану и Дженни Пан в статье для Telegraph заявили, что Пекин сталкивается с «беспрецедентным неповиновением» по мере распространения демонстраций. Сотни людей вышли на улицы крупных городов, раздаются призывы к смене режима.

Забастовки не только в Китае

Такой повальный интерес британских информационных изданий к ситуации в Китае неудивителен – это очень хорошая тема, чтобы отвлечь внимание от собственных проблем и протестов.

В стране сейчас развернулась одна из самых крупных забастовок медсестёр и работников здравоохранения в истории. Впервые за 106 лет Королевский колледж медсестёр решился на протест. Это случилось после того, как более 300 тыс. членов профсоюза потребовали повышения заработной платы и увеличения финансирования больниц.

«Гнев превратился в действие. Члены профсоюзов больше не хотят терпеть финансовый кризис», – заявила The Time генеральный секретарь колледжа Пэт Каллен.

Поскольку стоимость жизни в Великобритании стремительно растёт из-за инфляции, достигшей 10%, и роста счетов за электроэнергию, «бунт» в Королевском колледже медсестёр усилил опасения, что Великобританию этой зимой ожидает беспрецедентная волна забастовок.

Ожидается, что протесты серьёзно нарушат работу системы здравоохранения, которая и без того перегружена пандемией COVID-19, острой нехваткой персонала и значительным недостатком инвестиций со стороны правительства. Всё плохо настолько, что военнослужащие будут водить машины скорой помощи и работать в больницах, чтобы система могла спокойно пережить период забастовок.

Работники сферы здравоохранения сообщили The Time, что правительство не оставило им другого выхода, кроме выхода на улицы:

«Я знаю, что не в характере медперсонала объявлять забастовки, но я думаю, что наши голоса должны быть услышаны»
«Если бы у меня было больше ресурсов, я мог бы оказывать пациентам более качественную помощь»
«Я думаю, что многое из того, что мы делаем, очень недооценено»

Разные мотивы

Политтехнолог Марат Баширов объяснил «Абзацу», что в Китае особый уклад элит, там есть определённый консенсус по поводу того, кто будет стоять у власти. Сам по себе блок элит – составной, периодически в нём происходит ротация, но о смене режима не может идти и речи.

«Слаженная система силового контроля исключает возможности для создания каких-то прозападных протестных групп. Таким образом, конкуренция внутри элит есть, но предателей там нет», – сказал он «Абзацу».

За счёт того, что Китай такой большой по территории, практически невозможно создать протестное движение, которое бы охватило всю страну, отметил политтехнолог.

«Когда говорят, что вышли несколько сот человек на протесты. Да, для нас это, может быть, и большая цифра, но по меркам Китая это просто единицы», – считает он.

Баширов также добавил, что мотивы у этих выступлений абсолютно разные. В Китае недовольна молодёжь, в основном достаточно обеспеченная, на которую спокойно можно повлиять. В Великобритании же на улицы выходят люди с совершенно другой мотивацией. Они протестуют просто потому, что нищают и не могут платить за коммунальные услуги, не могут прокормить семьи.

Баширов предположил, что в конечном итоге рост протестного движения в Великобритании приведёт к смене одной партии на другую, в результате чего к власти придут лейбористы. Тори просто потеряют поддержку людей, а вместе с ней – и большинство в парламенте.