Якорная площадь Кронштадта в своём современном виде возникла сравнительно недавно, в начале XX века. Издавна здесь был склад старых якорей и плац для развода караулов. Поэтому до революции сосуществовали два названия: «народное» Якорная площадь и более официальное «Разводной плац».
В 1913 году на площади был закончен постройкой и освящён Никольский Морской собор и установлен памятник адмиралу Макарову.
В предреволюционные годы и позже площадь была местом митингов кронштадтских матросов, солдат и рабочих. Во время Февральской революции здесь были убиты адмирал Вирен и несколько десятков офицеров. С многотысячного митинга на Якорной площади в 1921 году начался кронштадтский мятеж (мятеж всегда бывает неудачен, в противном случае его зовут иначе!). Кстати, на митинге пытался выступать М.И.Калинин, но его освистали, и ему пришлось покинуть Кронштадт. В 1930 году на площади состоялся антирелигиозный митинг, с которого начался погром Морского собора.
В 1917 году на площади появилась первая могила революционеров. Участников революции и Гражданской войны хоронили здесь и позже. В 1918 году площадь получила новое название – площадь Жертв Революции. Название получилось двусмысленным. Многие кронштадтцы не без оснований считали, что жертвы революции - это убитые здесь офицеры. Название не прижилось. Даже в официальных документах чаще писали «площадь Революции», а в разговорной речи утвердилось название «Якорная». В 1993 году площадь стала Якорной официально.
В 1974 году площадь реконструировали. Появился памятник участникам революции (пирамида с Вечным огнём). Площадь вымостили брусчаткой. Позже, перед освящением восстановленного собора на площади выложили гранитными плитами изображение якоря. А проезд вдоль адмиралтейской стены вымощен фигурными чугунными шашками, как на Пеньковом мосту, о котором я уже писал. Это мощение, видимо, сохранилось с дореволюционных времён.
Такова вкратце история площади. Здесь я расскажу только о двух главных памятниках площади, да и всего Кронштадта. Это Морской собор и памятник адмиралу Макарову. Вокруг площади расположено ещё много интересных объектов, о которых я надеюсь написать позже.
Морской собор строился в 1903-1913 годах по проекту Василия Антоновича Косякова, выдающегося мастера русского и византийского стилей в церковной архитектуре. О других работах архитектора в Петербурге и его окрестностях коротко скажу в комментариях. Собор построен в византийском стиле и во многих отношениях повторяет собор Святой Софии в Константинополе. Собор стал памятником всем русским военным морякам, погибшим при исполнении воинского долга. Правда, на мемориальных досках только погибшие офицеры перечислены поимённо, а среди нижних чинов названы только те, кто совершил выдающийся подвиг.
Дальнейшая судьба собора типична для наших храмов. В 1929 году собор зарыли, вскоре всё внутреннее убранство уничтожили, мраморные мемориальные доски использовали в строительстве. В конце 30-х годов многих священников расстреляли. Однако Морской собор уцелел, в отличие от Андреевского собора на Соборной площади Кронштадта. В здании Морского собора располагался дом культуры и кинотеатр.
В 2002 году на колокольне собора вновь установили крест, и началось восстановление и реставрация собора. В 2013 году, через 100 лет после первого освящения, восстановленный собор был освящён заново. Сейчас, глядя на собор, трудно понять, как можно было уничтожать такую красоту!
На другой стороне треугольной площади одновременно с собором установили памятник вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову.
Скульптор Леонид Владимирович Шервуд планировал изобразить адмирала на капитанском мостике, которым должен был стать гранитный постамент. История гранитной скалы, на которой стоит бронзовый адмирал, довольно любопытна. В начале XIX века предполагалось поставить перед Казанским собором в Петербурге памятник Павлу I. Постаментом должна была стать гранитная глыба. Подходящий камень нашёлся под Выборгом, его погрузили на баржу и повезли в столицу. Но в Выборгском заливе баржа затонула, и камень около ста лет пролежал на дне морском. В 1911 году камень весом 160 тонн подняли и привезли в Кронштадт. Но при транспортировке скала треснула, и от неё отвалился большой кусок. Денег на другой камень не было и скульптору пришлось изменить первоначальный замысел. Адмирал стоит не на мостике, а на берегу моря, а у ног его плещет волна, готовая унести адмирала в морскую пучину.
На лицевой стороне гранитного постамента высечена надпись «ПОМНИ ВОЙНУ». На трёх других сторонах установлены горельефы с изображением важнейших событий в жизни Макарова. Первый горельеф изображает потопление турецкой канонерской лодки Интибах в 1878 году минными катерами парохода Великий Князь Константин, которым командовал лейтенант Макаров. Это было первое в мире успешное применение самодвижущихся мин (так тогда называли торпеды). На втором горельефе показан первый в мире ледокол Ермак в полярных льдах. Макаров был инициатором строительства Ермака, под руководством Макарова было разработано техническое задание на проектирование, на Ермаке вице-адмирал Макаров совершил два плавания в Арктику. Справедливости ради надо сказать, что Ермак был спроектирован и построен в Англии, а применённые Макаровым торпеды тоже были куплены за границей (я не смог выяснить, то ли в Англии, то ли в Австро-Венгрии). Ну, а третий горельеф посвящён трагической гибели Степана Осиповича при подрыве броненосца Петропавловск на японской мине в 1904 году. Правда, таким образом «за кадром» осталась, вероятно, важнейшая часть деятельности Макарова – его работы в области непотопляемости кораблей, которые высоко оценивал академик и кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов. Впрочем, памятник Макарову – это прекрасное художественное произведение, а не сухая биография.
Публикации моего канала перечислены здесь.