Беспилотные авиационные комплексы как никогда актуальны сейчас для сухопутных войск и армии. В Пентагоне понимают важность этого направления, поэтому загружают Агентство перспективных разработок DARPA работой по созданию БПЛА с особыми возможностями.
Стартовала новейшая программа под названием “AdvaNced airCraft Infrastructure-Less Launch And RecoverY” (Передовой летательный аппарат, не нуждающийся в инфраструктуре для взлета и посадки). Слишком длинное название для удобства сокращено до ANCILLARY (дословно “Вспомогательный”).
Перед DARPA стоит задача создать беспилотный летательный аппарат, который должен взлетать и садится с любой доступной площадки, в том числе с ограниченными размерами. При этом должно соблюдаться условие – для взлета и посадки не должно использоваться вспомогательное оборудование или пусковая установка. Такой БПЛА идеально подходит для боевых кораблей и судов обеспечения, а также может широко использоваться в сухопутных войсках. Таким образом, ANCILLARY предназначен для решения широкого круга задач с минимальными затратами и рисками.
Анимированный вариант беспилотника, представленный DARPA, отражает все пожелания заказчика, но еще детально не прорабатывался. Не исключено, что реальный БПЛА будет чем-то напоминать нарисованную картинку. “Вспомогательный” – изделие самолетного типа с обтекаемым фюзеляжем переменно-поперечного сечения. В носовой части располагается оптико-электронная станция наблюдения и разведки, которая приняла сферическую форму. В центральной части беспилотника предусмотрен грузовой отсек.
По центру фюзеляжа расположено удлиненное крыло. Для соединения центроплана и консоли используется шарнир, что позволяет складываться консолям назад. Три винта в кольцевых каналах радиально установлены за крылом. Y-образное хвостовое оперение состоит из трех плоскостей. Конструкция ANCILLARY может быть разборной, а для сборки, по-видимому, не требуется много времени.
Беспилотник представляет собой тейлситтер, то есть перед взлетом он находится в вертикальном положении. Необходимую для взлета вертикальную тягу обеспечивают воздушные винты. После того как аппарат поднимется на некоторую высоту, раскрывается крыло, происходит дальнейший набор скорости и переход в горизонтальный полет. Посадка ANCILLARY происходит в обратном порядке.
Силовая установка “Вспомогательного” состоит из трех электродвигателей, связанных с воздушными винтами. В DARPA пока не определились с типом энергосистемы – все зависит от технических возможностей аппарата.
Основные достоинства беспилотника обеспечивает схема “тейлситтер”, благодаря чему ANCILLARY для взлета и посадки требуется площадка с минимальными размерами. В результате появляются некоторые преимущества перед аппаратами самолетного типа, а возможность горизонтального полета позволяет получить выигрыш в скорости и экономичности по сравнению с беспилотниками вертолетного типа.
Если у DARPA все получится, то Пентагон появится многоцелевой БПЛА, который имеет специфические возможности и характеристики. Разработчики не гарантируют 100%-ный успех проекта, но настроены оптимистично и в настоящее время находятся в поиске подрядчиков.