Отправляясь на экскурсию в квартиру Плисецкой и Щедрина на Тверской, я ожидала чего угодно, но уткнуться при входе в старую вешалку своих родителей была совершенно не готова.
Я даже не сразу ее узнала, потому что избавились от нее, посчитав уж слишком неказистой, когда мне было лет восемь. При том, мои родители никогда не страдали вещизмом и не отмечались по ночам в очередях за румынскими стенками, однако вешалка была уж совсем не то.
Но, вероятно, Майе Михайловне так не казалось, ей важнее было, ЧТО на этой вешалке висит – она всегда была увлечена туалетами, и они отвечали ей взаимностью, поэтому, скорее всего, она просто декорировала это очень советское пластмассовое сооружение кашемировыми пальто или стильными меховыми изделиями и, не задерживаясь в прихожей, отправлялась дальше, проследуем за ней и мы.
В квартиру жильцы заселились в 1963м и прожили здесь практически тридцать лет, а в начале девяностых, когда выезд из страны стал свободным, они не преминули этим воспользоваться, и с той поры бывали в Москве лишь наездами, проводя время в основном в Мюнхене или в своем доме в Друскенинкае.
Думаю, что во многом этим и объясняется некая «законсервированность» квартиры: переступая ее порог, оказываешься в прошлом веке, ведь, пожалуй, кроме современного телевизора, купленного хозяевами не так давно, остальная обстановка и вся атмосфера квартиры родом из СССР.
В прихожей – обилие сувениров,
привезенных из поездок в то время, когда Япония или Испания казались совершенно недосягаемыми, а Плисецкая, бывая там регулярно с гастролями, имела обыкновение «поддерживать» торговцев сувенирами, непременно покупая какие-то мелочи для дома или в подарок: любимыми ею магазинами были лавки типа «всё за один доллар».
Листайте галерею:
Вот такая немудреная кукла из Флоренции встречает вас при входе в столовую, а мишку ММ купила в «Сапсане», когда ехала в Москву в апреле 2015 года для устройства здесь своего 90-летнего юбилея, но, увы, он прошел уже без нее.
Из прихожей попадаешь в распахнутые объятия столовой
– в буквальном смысле столовой, потому что, кроме стола со стульями, здесь больше ничего и не уместится.
Здесь накрывали, когда предполагался некий торжественный прием, а рядовые посиделки обычно происходили на кухне – довольно большой, удобной, но тоже достаточно просто, я бы сказала, предельно функционально организованной.
Листайте галерею:
Сама Майя Михайловна не готовила, впрочем, особенно и не ела – известен ее ответ на вопрос о том, как ей удается сохранить такую прекрасную форму: «Жрать надо меньше!». Она обычно и обходилась тарелкой мелко нарезанных овощей с кусочками рыбы или мяса, бытом занималась домработница, что, впрочем, и понятно, ведь главная жизнь ММ – конечно, в театре.
Вторым моим старым знакомцем,
сохранившемся в квартире от советских времен, стал столик с хохломской росписью, стоящий у Плисецкой в личных покоях –
Листайте галерею:
именно так можно назвать самую большую комнату в квартире, некую помесь спальни и будуара с диванной, вернее, «кресельной»: перед кроватью видим пухлые, удобные кресла, тот самый столик и телевизор на стене – так и представляется, что хозяева коротали здесь долгие зимние вечера с чашкой чая.
Мне такой столик достался от свекрови: после ремонта она не знала, куда его деть, и предложила нам для дачи, которую только строили. Однако позже, когда на дачу купили мебель, я, посчитав, что столик стилево не вписывается, отправила его в ссылку на чердак. А у Плисецкой он, значит, в опочивальне, параллель меня развеселила.
Конечно, в этой комнате акцент, прежде всего, - на ковре, висящем на стене, - подарок Нади Леже, сделанный по рисункам ее мужа , Фернана Леже. В пару к нему – ковер поменьше, лежащий на полу в кабинете Щедрина, и керамическое небольшое панно на стене.
Листайте галерею:
По стенам спальни развешаны портреты Майи Михайловны работы Артура Фонвизина, Арутюна Галенца, копия работы австрийского художника Эрнста Фукса - о них я расскажу отдельно.
Скромный спальный гарнитур светлого дерева включает непременный тогда трельяж, на нем любимые духи Плисецкой «Бандит» - первый такой флакон ей подарила покровительствовавшая ей в молодости Лиля Брик: она умела оценить молодые дарования.
В гостях у Брик, на вечере, посвященном Жерару Филипу, тогдашней звезде французского кино, Плисецкая и Щедрин впервые и встретились, понравились друг другу, но дальше этого дело не пошло.
Вновь пересеклись на репетициях «Конька-горбунка», балета Родиона Щедрина, написанного по заказу Большого Театра, вот как композитор писал об этом:
«Музыка к балету «Конек-Горбунок» — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой «поймал» я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…»
С того самого октября 1958 года и до последнего дня Майи Михайловны они и были вместе, в горе и в радости.
Еще одна комната, по счету третья,
если считать комнатой совершенно насквозь проходную столовую, изначально должна была стать репетиционной, но стала гардеробной. Вышло так, что любящая наряды Плисецкая заставила комнату шкафами так, что балетный станок уже и не умещался, ведь, помимо платьев, там были и знаменитые пьеркарденовские авангардные черные шляпы из велюра и лаковой кожи, и целая коллекция обуви – все, что нужно для создания образа.
Листайте галерею:
К драгоценностям, к слову сказать, ММ была равнодушна, а вот мимо знаменитых платьев от Кардена пройти не могла.
«Для меня в мире моды все начинается и заканчивается Пьером Карденом», — говорила Плисецкая. Балерина познакомилась с французским кутюрье в конце 1960-х и любила бывать у него в ателье. Она дружила и с Ивом Сен-Лораном, и Коко Шанель.
Пару моделей прямых платьев, сшитых в парижской мастерской Пьера Кардена, можно увидеть здесь и сейчас.
И, наконец, уже поминавшийся мной кабинет Родиона Константиновича Щедрина – небольшая комната, в прежние времена еще «съедавшаяся» стоявшим здесь роялем. Впоследствии Щедрин смог купить себе соседнюю квартиру, куда рояль и переехал – это было необходимо, чтобы пришедшее в любой момент вдохновение не помешало Плисецкой.
Теперь в кабинете
– один из концертных фраков композитора и памятные, дорогие для него вещи: посмертная маска Бетховена, специально написанная для Щедрина икона святого Родиона, ковер и панно Леже, книги, фильмы.
Листайте галерею:
Еще одна икона в квартире – редкая и старинная, называемая «Утоли моя печали» - висит в столовой, она связана с историей семьи Щедриных и происходит из города Алексина Тульской области, где прадед Щедрина был приходским священником.
Меня поразило, до какой степени квартира нетеатральна, здесь нет ничего показного и тем более показушного, все устроено так, как это нужно для комфорта хозяев: спартанский минимализм в плане декорирования и максимальная функциональность.
Теперь это место – один из филиалов моего любимого Театрального музея Бахрушина, квартира была передана в дар музею Р.К. Щедриным в феврале этого года, так что каждый желающий, купив на сайте билет, может сюда попасть.
Если соберетесь, то я бы посоветовала не ограничиваться входным билетом, а все-таки взять экскурсию, потому что, даже зная многое о жизни Плисецкой из ее книги воспоминаний, я с большим интересом выслушала гида.
Не уместить в одной публикации всех впечатлений и рассказов о М.М. Плисецкой, буду дополнять в постах и видео.