Найти тему
Вечерняя Москва

Кому нужны горы писанины

«Освободите нас от бумажной работы!» — эта мольба врачей настолько привычна, что общество получило к ней стойкий иммунитет.

Порой кажется, что махровый бюрократизм в медицине неизбежен, что это ее неотъемлемая часть, как белый халат или баночки для анализов. Да и сами врачи смиренно соглашаются со всем, даже с требованием одновременно вести электронную и бумажную истории болезни. Но и ангельскому терпению когда-то приходит конец. На портале Российской общественной инициативы появилась петиция, авторы которой покушаются на святое — никому не нужную писанину. Предлагают упростить систему аккредитации медработников.

До недавнего времени они каждые пять лет проходили курсы повышения квалификации. Да, зачастую учеба была формальной, некоторые появлялись на занятиях раз–два в неделю. Теперь за образец взята западная система непрерывного медицинского образования (НМО). Ведь врач должен учиться не раз в пять лет, а постоянно! Новейшие методы диагностики и лечения, прорывные технологии кардинально меняют медицину, и специалист не должен отставать от жизни.

Только вышло по классике: хотели как лучше, а получилось как всегда. Представьте себе вымотанного, немолодого уже участкового врача где-нибудь в глубинке. Он с компьютером на «вы», а от него требуют завести кабинет на портале НМО и «сформировать индивидуальную траекторию» обучения. Без этого не получишь аккредитацию, не сможешь работать.

Перепуганные доктора заводят аккаунты, но дальше дело не движется. Недавний опрос показал, что 22 процента врачей нанимают «помогаек», которые, получив пароли от аккаунтов, «учатся» вместо заказчиков — «слушают» лекции, проходят тесты и набирают заветные баллы. В сети полно объявлений: «Аккредитация под ключ!» А еще выяснилось, что старшее поколение предпочитает уйти на пенсию, нежели разбираться с новациями. Многие уволились во время пандемии.

Министр здравоохранения чуть не заплакал, призывая ветеранов вернуться. Было решено: кто учился по программе НМО, оплачивал лекции с семинарами — молодцы! А остальные могут, как раньше, просто пройти месячные курсы. Причем с комфортом, дистанционно. Есть фирмы, которые за 20 с небольшим тысяч рублей предоставляют доступ к «обучающим материалам». Через месяц врачу надо удаленно ответить на простейшие вопросы. За особо одаренных фирма сама поставит галочки. То есть на смену пусть неполноценной, плохо организованной, но все же реальной учебы пришла откровенная профанация.

Ау, реформаторы медицинского последипломного образования, вы точно хотели этого? Получив баллы или сертификат, доктор должен сдать в аккредитационный центр копии множества документов, а также портфолио (от одного этого слова ветеранам сразу хочется сбежать на пенсию). Так называется отчет о работе за последние пять лет. Причем, как резонно заметили авторы петиции, никаких внятных требований к содержанию портфолио нет.

Есть лишь образец заполнения на сайте федерального аккредитационного центра: некий терапевт Иванов сообщает, что обследовал 2542 пациента, при этом общее число больных со «сформулированным диагнозом» у него раз в десять меньше. Остальным «сформулировать» не удалось, лечил без диагноза? Пожалуй, тут без медицинского спирта не разберешься. Составляя портфолио, одни доктора честно прикидывают, сколько человек могли принять за пять лет (в поликлиниках счет идет на десятки тысяч), другие просто фантазируют.

В масштабах страны — горы писанины. Разумеется, комиссии штампуют аккредитации, даже не открывая собранных с таким трудом документов. Авторы петиции предлагают отменить и бессмысленный отчет, и заявления, и копии документов — все сведения есть в федеральном регистре медицинских работников. Иначе зачем вообще нужна цифровизация здравоохранения?

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

«Долой Майю Санду!»: к чему приведут антиправительственные митинги в Молдавии

На здоровье: как программа по реконструкции московских поликлиник меняет медучреждения