Найти тему
alexunited

Дискретная непрерывность

Оглавление

Продолжаем серию публикаций о кружковском мышлении. Первые двадцать семь частей:
1.
Об осмысленности и автоматизме;
2.
Кружковская задача;
3.
Кружковская задача 2;
4.
Шахматематика;
5.
Кружковская задача 3;
6.
Уровни очевидности;
7.
Комплексный тест;
8.
Кружковская задача 4;
9.
Кружковская задача 5;
10.
Разрезания и замощения;
11.
Кружковская задача 6;
12.
Кружковская задача 7;
13.
Авторская задача;
14.
Кружковская задача 8;
15.
Задача про жизнь;
16.
Кружковская задача 9;
17.
Кружковская задача 10;
18.
Хитрые доминошки;
19.
Школьная задача;
20.
Кружковская задача 11;
21.
Деление с остатком;
22.
Оценка плюс пример;
23.
Опять двадцать пять...;
24.
Кружковская задача 12;
25.
Про календарь;
26.
Кружковская задача 13;
27.
Великая комбинаторика.

Александр Сергеевич плохому не научит.
Александр Сергеевич плохому не научит.

Задача

Футбольный матч "Зенит"-"Динамо" завершился со счётом 9:3. Докажите, что в этом матче был момент, когда "Динамо" уже забило столько, сколько "Зениту" ещё оставалось забить.

Решение

Рассмотрим общее количество забитых голов в матче. Изначально оно равно 0, в конце - 12. При этом с каждым забитым голом эта сумма увеличивается на один. Поэтому эта сумма принимает все промежуточные значения, в том числе и 9.

Рассмотрим тот момент, когда общее количество голов в матче равно 9. Если "Динамо" забило х из них, то "Зенит" забил 9-х, то есть ему осталось забить х. Это и есть искомый момент, существование которого требовалось доказать.

В самом матче был момент, когда счёт стал 6:3, но для задачи это неважно.

Комментарий

Использованная идея, которую школьники зачастую считают очевидной, на самом деле достаточно важна - ведь она использует соображения непрерывности, пусть и в дискретном случае. На этой же идее основаны и более сложные задачи.

#математика #математическийкружок #образованиевроссии #школа

P.S. Не забывайте прочитать об истории математических кружков в Ленинграде/Санкт-Петербурге и обо мне.