В 1839-1846 гг. одним из гвардейских полков, а именно Лейб-гвардии Финляндским, командовал генерал-майор Александр Сергеевич Вяткин.
Генеральский чин Александр Сергеевич получил после двадцати лет службы. Это не то, чтобы стремительный карьерный рост, но вполне нормальный и даже неплохой результат для выходца из нетитулованного дворянства, по-видимому, не имевшего тесных связей в среде аристократии и высшего армейского командования. Вяткин был отмечен целым рядом положенных по чинам наград, да и назначение командиром гвардейского полка свидетельствует, что у начальства он был на хорошем счету. К слову, и в дальнейшем карьера Вяткина сложилась вполне благополучно – он дослужился до должности коменданта Вильны и чина генерала от инфантерии (то есть «полного генерала»).
Возможно, Вяткин так и остался бы в истории просто одним из служак николаевского царствования и начала правления Александра II, его «официальный» портрет в галерее изображений командиров Лейб-гвардии Финляндского полка в полковой истории, возможно, остался бы единственным его достоверным изображением… Но так получилось, что среди подчиненных Вяткина завелся рисовальщик. Речь, конечно, об известном художнике Павле Андреевиче Федотове, служившем в Лейб-гвардии Финляндском полку в 1833-44 гг.
В составе своего художественного наследия Федотов оставил не только знаменитые жанровые картины, типа «Сватовства майора», «Свежего кавалера» и т.п., но и относительно большое количество рисунков, изображающих реалии его военной жизни – казарменный и бивачный быт Лейб-гвардии Финляндского полка и других гвардейских частей, досуг офицеров, сценки с маневров.
Именно к последним относится рисунок Федотова, иронически озаглавленный им «Брань под Красным»
В названии, конечно, содержится игра слов. «Брань» в то время помимо привычного сейчас значения «ругань» имела также значение «сражение, битва». А называя место действия «под Красным» художник намекает на известные события 1812 г. – летний бой под г. Красный Смоленской губернии, знаменитый «львиным отступлением» обсервационного корпуса генерал-майора Д.П. Неверовского и четырехдневное сражение в районе того же города в ноябре 1812 г. В данном же случае дело происходит под Красным селом недалеко от Санкт-Петербурга – в месте постоянных, ежегодных маневров и лагерной стоянки Гвардейского корпуса в XIX-начале XX вв.
На рисунке известный нам Вяткин напустился на ошалевшего от его напора обер-офицера, по-видимому, допустившего какой-то промах в ходе командования своим подразделением. Ну, или начальству в лице Вяткина показалось, что тот допустил промах.
Это не единственная сделанная Федотовым зарисовка Вяткина в подобном «амплуа». Вот еще один рисунок, имеющий название (данное, конечно же, музейными хранителями): «Командир лейб-гвардии Финляндского полка А. С. Вяткин». Судя по всему, и здесь Александр Сергеевич наводит в чем-то порядок посредством не только привычного и излюбленного средства, то есть брани, но и при помощи хлыста (?).
Об этой индивидуальной особенности А.С. Вяткина «Википедия» говорит кратко: «По свидетельству современников, отличался крайне вспыльчивым и неприятным характером, часто переходя рамки приличий, в особенности в отношении подчинённых, с которыми не церемонился в выражения». При этом, судя по примечанию к этой информации – «[источник не указан 1883 дня]» - авторы статьи в «Википедии» так и не смогли или не удосужились подтвердить свое утверждение ссылкой на соответствующие сведения в чьих либо мемуарах, письмах или иных документах. За них это делают рисунки Федотова. А Александр Сергеевич Вяткин, благодаря тому, что среди его подчиненных завелся художник, по-видимому, остался в памяти большинства (речь, конечно, о тех, кто вообще подозревает о его существовании) не просто портретом в ряду других командиров Лейб-гвардии Финляндского полка, а «тем самым, который бранится на рисунке Федотова».
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.