Найти тему

Как бульдозерист Михаил Черепанов сворачивает горы

– Тут мы клады находим, – Михаил Черепанов обводит рукой космический пейзаж с крутыми чёрно-серыми холмами.

 Михаил Черепанов
Михаил Черепанов

Это – цех переработки шлака компании «УралМетКом». Здесь Михаил работает бульдозеристом. В прошлом году он вошёл в число победителей конкурса «Человек года МЕТАЛЛОИНВЕСТ».

И действительно, клады. Сюда из сталеплавильного цеха ОЭМК привозят шлак, оставшийся после плавки. Здесь его укладывают в отвал. Отлежавшись год-полтора, шлак стабилизируется. Потом его измельчают. Размагничивают. Очищают от металлопримесей. И, наконец, превращают в песчано-щебёночную смесь, или минеральный порошок.

 Этот шлак по вяжущим свойствам лишь немного уступает цементу
Этот шлак по вяжущим свойствам лишь немного уступает цементу

Материал этот уникальный, – рассказывает начальник цеха переработки шлака Дмитрий Жабрев. – Его главное связующее звено – кальций. В обычном цементе его 67 процентов, у нас – 42. Если вы возьмёте в одну руку горсть шлакового порошка, а в другую – цемента, то не сможете отличить.

На весовом пункте – очередь из большегрузов с белгородскими, воронежскими, курскими и даже брянскими номерами. В день цех отпускает потребителям до трёх с половиной тысяч тонн шлака разных фракций. Главные заказчики – дорожники: смесь отлично подходит для основания дорожного полотна. Старооскоскольский шлак применяют для производства цемента, шлакоблоков, строительных смесей. Даже сельхозпредприятия его покупают – как добавку для разрыхления кислых почв.

Михаил Черепанов в кабине своего бульдозера
Михаил Черепанов в кабине своего бульдозера

Главные по цеху

Тяга ко всему, что может ехать – это от отца у меня, с детства, – объясняет Михаил. – Сколько себя помню – машины, моторы, масло, гайки… За руль сел в десять лет, в двенадцать уже работал на комбайне штурвальным.

Неуёмный, ухватистый, весёлый, Михаил как будто вобрал в себя энергию от всех машин, с которыми имел дело. Родом он с Урала, но с десяти лет живёт в старооскольском селе Ивановка. Будущее место работы видел прямо из дома – когда всматривался ночью в зарево от сливаемого раскалённого шлака. А в 2004 году пришёл на комбинат. Начинал слесарем-ремонтником. Потом переквалифицировался в бульдозеристы. И стал одним из лучших.

Без Михаила и его товарищей-машинистов, констатирует Дмитрий Жабрев, здесь делать нечего. Нужно сформировать новый сектор отвала? Поручили разработку отлежавшегося шлака?  В обоих случаях нужны бульдозеристы. Вперёд-назад, вперёд-назад: глонассовская «распечатка» движения бульдозера выглядит как гребень расчёски. Кроме челночного движения, бульдозерист привыкает к трёхмерности: по горизонтали работать приходится редко, а вот маневрирование на 30-градусных склонах – дело обычное.

Не слабее танка

– Работаю я не один. У нас с ребятами классная команда – настоящий бульдозерный коллектив. И техника у нас могучая! Черепанов с гордостью кладёт руку на массивный гусеничный трак. – Когда я первый раз увидел этот бульдозер, у меня глаза загорелись. Думаю: вот бы на нём прокатиться! Уже шесть лет катаюсь, чувствую себя царём горы!

Жёсткая подвеска бульдозера передаёт машинисту толчок от каждого крупного камня
Жёсткая подвеска бульдозера передаёт машинисту толчок от каждого крупного камня

Бульдозер «ЧЕТРА» приехал на «УралМетКом» с Чебоксарского тракторного завода. Таких в цеху три, здесь это самые мощные машины. Отвал 65-тонной громадины за один раз захватывает 32 кубометра шлака – почти белазовский кузов. За смену бульдозер перемещает две с половиной тысячи тонн.

В небольшой кабинке (к ней ещё нужно вскарабкаться!) – всего в меру. Два рычага управления – вправо-влево, рукоятки подъёма и перекоса отвала. Кондиционер. Удобное кресло с пневмоприводом и регулировкой. Рёв мотора глушит шумоизоляция с двойным стеклопакетом. 11 фар по контуру машины: если нужно поработать ночью, вокруг будет яркий световой круг.

Забраться в кабину и сразу поехать сможет любой тракторист. Правда, чтобы стать профи, придётся сначала отучиться, приобрести специальность, и попрактиковаться три-четыре года: тут же, в кабине, как учился сам Михаил. А ещё – несколько раз разобрать-собрать машину во время ремонтов и техобслуживания.  Понять до последней мелочи, как она работает и чем дышит – и вот тогда она станет твоей!

Бак «ЧЕТРЫ» вмещает 800 литров солярки. Личный рекорд расхода горючего Михаила Черепанова – 520 литров за смену.

Смена полулёжа

Главная фишка в кабине – обратная педаль газа. Когда она отпущена, мотор даёт максимальные обороты. Нажал на педаль – сбавил мощность, вдавил в пол до упора – заглушил двигатель. Обычный водитель мозги сломает: зачем так?

80 процентов времени я работаю на полной нагрузке, – объясняет Михаил.На обычную педаль пришлось бы давить часами. А здесь отпустил ногу – и двигатель сам работает на полную.

Следить за отвалом – половина работы бульдозериста. Сзади на машину навешен мощный клык, который опускается в пласт и его разрыхляет. Без этого слежавшийся и застывший, как бетон, шлак не сдвинет ни один бульдозер.  Глубина погружения клыка – 70 сантиметров: больше – не потянет мотор, меньше – не будет выработки. Считай, половину времени бульдозерист проводит, откинувшись в кресле назад и наблюдая за клыком. А ещё он – как акустик на подводной лодке: всю смену постоянно и внимательно слушает машину.

Огромный клык – второй рабочий элемент «ЧЕТРЫ»
Огромный клык – второй рабочий элемент «ЧЕТРЫ»

Что-то заскрипело – попало под гусеницу, – рассказывает Черепанов. – Двигатель зашумел по-другому. Не включился вентилятор. Что-то зацепилось за клык. Нельзя расслабиться и ехать просто так. Нужно каждую секунду контролировать трактор.

Васьки и романтика

Отработав три дня, Михаил приезжает домой в Ивановку. Правда, отдых на диване – это не про него. Вне цеха бульдозерист – фактически фермер. На родительском подворье у него большое хозяйство, куча домашней живности. Ещё земельный участок и два Васька – Большой и Маленький. Так Черепанов ласково зовёт свои трактора – «Беларусь»» и Т-40. На них пашет и культивирует огороды, косит сено, убирает урожай.

Даже дома Михаил больше всего любит копаться в железе. Но на этом не зациклился. Иначе не вошли бы его старшие дети Валерий и Кристина в энциклопедию «Тысяча лучших учеников России». Младшая дочь Вика заканчивает в этом году школу.

– Наверное, я романтик, – улыбается Михаил. – Мы с семьёй любим ездить по вечерам в город.  Однажды в час ночи доделал в гараже машину и пошёл будить жену: «Сейчас я тебя украду!» Поехали в кафе, посидели возле речки, погуляли по лесу. В кинотеатрах не пропускаем ни одной премьеры –сейчас вот под впечатлением от «Сердца Пармы».  Мне надо жить – сейчас и здесь.

Ярослав Макаров
Фото Валерия Воронова