– Тут мы клады находим, – Михаил Черепанов обводит рукой космический пейзаж с крутыми чёрно-серыми холмами.
Это – цех переработки шлака компании «УралМетКом». Здесь Михаил работает бульдозеристом. В прошлом году он вошёл в число победителей конкурса «Человек года МЕТАЛЛОИНВЕСТ».
И действительно, клады. Сюда из сталеплавильного цеха ОЭМК привозят шлак, оставшийся после плавки. Здесь его укладывают в отвал. Отлежавшись год-полтора, шлак стабилизируется. Потом его измельчают. Размагничивают. Очищают от металлопримесей. И, наконец, превращают в песчано-щебёночную смесь, или минеральный порошок.
– Материал этот уникальный, – рассказывает начальник цеха переработки шлака Дмитрий Жабрев. – Его главное связующее звено – кальций. В обычном цементе его 67 процентов, у нас – 42. Если вы возьмёте в одну руку горсть шлакового порошка, а в другую – цемента, то не сможете отличить.
На весовом пункте – очередь из большегрузов с белгородскими, воронежскими, курскими и даже брянскими номерами. В день цех отпускает потребителям до трёх с половиной тысяч тонн шлака разных фракций. Главные заказчики – дорожники: смесь отлично подходит для основания дорожного полотна. Старооскоскольский шлак применяют для производства цемента, шлакоблоков, строительных смесей. Даже сельхозпредприятия его покупают – как добавку для разрыхления кислых почв.
Главные по цеху
– Тяга ко всему, что может ехать – это от отца у меня, с детства, – объясняет Михаил. – Сколько себя помню – машины, моторы, масло, гайки… За руль сел в десять лет, в двенадцать уже работал на комбайне штурвальным.
Неуёмный, ухватистый, весёлый, Михаил как будто вобрал в себя энергию от всех машин, с которыми имел дело. Родом он с Урала, но с десяти лет живёт в старооскольском селе Ивановка. Будущее место работы видел прямо из дома – когда всматривался ночью в зарево от сливаемого раскалённого шлака. А в 2004 году пришёл на комбинат. Начинал слесарем-ремонтником. Потом переквалифицировался в бульдозеристы. И стал одним из лучших.
Без Михаила и его товарищей-машинистов, констатирует Дмитрий Жабрев, здесь делать нечего. Нужно сформировать новый сектор отвала? Поручили разработку отлежавшегося шлака? В обоих случаях нужны бульдозеристы. Вперёд-назад, вперёд-назад: глонассовская «распечатка» движения бульдозера выглядит как гребень расчёски. Кроме челночного движения, бульдозерист привыкает к трёхмерности: по горизонтали работать приходится редко, а вот маневрирование на 30-градусных склонах – дело обычное.
Не слабее танка
– Работаю я не один. У нас с ребятами классная команда – настоящий бульдозерный коллектив. И техника у нас могучая! – Черепанов с гордостью кладёт руку на массивный гусеничный трак. – Когда я первый раз увидел этот бульдозер, у меня глаза загорелись. Думаю: вот бы на нём прокатиться! Уже шесть лет катаюсь, чувствую себя царём горы!
Бульдозер «ЧЕТРА» приехал на «УралМетКом» с Чебоксарского тракторного завода. Таких в цеху три, здесь это самые мощные машины. Отвал 65-тонной громадины за один раз захватывает 32 кубометра шлака – почти белазовский кузов. За смену бульдозер перемещает две с половиной тысячи тонн.
В небольшой кабинке (к ней ещё нужно вскарабкаться!) – всего в меру. Два рычага управления – вправо-влево, рукоятки подъёма и перекоса отвала. Кондиционер. Удобное кресло с пневмоприводом и регулировкой. Рёв мотора глушит шумоизоляция с двойным стеклопакетом. 11 фар по контуру машины: если нужно поработать ночью, вокруг будет яркий световой круг.
Забраться в кабину и сразу поехать сможет любой тракторист. Правда, чтобы стать профи, придётся сначала отучиться, приобрести специальность, и попрактиковаться три-четыре года: тут же, в кабине, как учился сам Михаил. А ещё – несколько раз разобрать-собрать машину во время ремонтов и техобслуживания. Понять до последней мелочи, как она работает и чем дышит – и вот тогда она станет твоей!
Бак «ЧЕТРЫ» вмещает 800 литров солярки. Личный рекорд расхода горючего Михаила Черепанова – 520 литров за смену.
Смена полулёжа
Главная фишка в кабине – обратная педаль газа. Когда она отпущена, мотор даёт максимальные обороты. Нажал на педаль – сбавил мощность, вдавил в пол до упора – заглушил двигатель. Обычный водитель мозги сломает: зачем так?
– 80 процентов времени я работаю на полной нагрузке, – объясняет Михаил. – На обычную педаль пришлось бы давить часами. А здесь отпустил ногу – и двигатель сам работает на полную.
Следить за отвалом – половина работы бульдозериста. Сзади на машину навешен мощный клык, который опускается в пласт и его разрыхляет. Без этого слежавшийся и застывший, как бетон, шлак не сдвинет ни один бульдозер. Глубина погружения клыка – 70 сантиметров: больше – не потянет мотор, меньше – не будет выработки. Считай, половину времени бульдозерист проводит, откинувшись в кресле назад и наблюдая за клыком. А ещё он – как акустик на подводной лодке: всю смену постоянно и внимательно слушает машину.
– Что-то заскрипело – попало под гусеницу, – рассказывает Черепанов. – Двигатель зашумел по-другому. Не включился вентилятор. Что-то зацепилось за клык. Нельзя расслабиться и ехать просто так. Нужно каждую секунду контролировать трактор.
Васьки и романтика
Отработав три дня, Михаил приезжает домой в Ивановку. Правда, отдых на диване – это не про него. Вне цеха бульдозерист – фактически фермер. На родительском подворье у него большое хозяйство, куча домашней живности. Ещё земельный участок и два Васька – Большой и Маленький. Так Черепанов ласково зовёт свои трактора – «Беларусь»» и Т-40. На них пашет и культивирует огороды, косит сено, убирает урожай.
Даже дома Михаил больше всего любит копаться в железе. Но на этом не зациклился. Иначе не вошли бы его старшие дети Валерий и Кристина в энциклопедию «Тысяча лучших учеников России». Младшая дочь Вика заканчивает в этом году школу.
– Наверное, я романтик, – улыбается Михаил. – Мы с семьёй любим ездить по вечерам в город. Однажды в час ночи доделал в гараже машину и пошёл будить жену: «Сейчас я тебя украду!» Поехали в кафе, посидели возле речки, погуляли по лесу. В кинотеатрах не пропускаем ни одной премьеры –сейчас вот под впечатлением от «Сердца Пармы». Мне надо жить – сейчас и здесь.
Ярослав Макаров
Фото Валерия Воронова