«Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться».
Если окинуть всё творчество Николая Гумилёва, то основными мотивами являются женщины, искусство и жизненное бытие, включая смерть. Не редки и авантюрные стихи написанные в дальних странах, ведь поэт был заядлым путешественником. В то время как биография его не совсем освещена в этом плане. Многие знают, что был такой поэт, муж Анны Ахматовой, и даже не представляют, что по его жизни можно было снять целый приключенческий сериал. Вот об этом и поговорим.
Первая авантюра
Роман с Ахматовой был бурным и саморазрушительным. Он продолжает писать стихи, но понимает, что не найдёт покоя, если будет сидеть на месте. И тогда Гумилёв отправляется в своё первое путешествие – таинственную страну Абиссинию, более знакомую нам сегодня под названием Эфиопия.
Эфиопия страна не маленькая. Она больше Испании и Франции вместе взятых и является второй в Африке по населению после Нигерии. Эфиопия пережила немало трагедий. Главная из них - вторжение Англичан в 1868 году. Они полностью разграбили Абиссинию и вывезли оттуда всё ценное, включая их священную книгу «Кыбрэ нэгэст».
Эта книга содержит легенды о происхождении эфиопских царей от Соломона и царицы Савской.
В 1872 году император Эфиопии напишет письмо в британское сообщество:
«У Вас там есть книга под названием „Кебра Негаст“, которая содержит законы Эфиопии, в этой книге есть имена царей, названия церквей и провинций. Я прошу Вас безотлагательно установить, в чьей собственности находится эта книга, и отослать её мне, так как без этой книги народ в моей стране не будет мне подчиняться».
Книгу вернули, но страна была разорена и до сих пор является одной из самых неблагополучных для жизни. Гумилёв видел всю бедность и нужды народа Эфиопии и не мог не сочувствовать им. Ведь где-то далеко в России было такое же разделение на богатых и бедных, только внутри страны. Из своего первого путешествия он приезжает совершенно другим человеком. Привезя множество ценных экспонатов, которые ему подарили сами жители, поэт заинтересовал Академию наук, поэтому последующие путешествия в Африку спонсировались на средства из государственной казны.
Кстати, христианство в Эфиопии стало официальной религией в 330 году. Задолго до крещения Руси.
Таинственная Африка
С первой поездки не осталось почти никаких записей, зато последующие Николай Гумилёв очень подробно законспектировал. Следуя примеру французского поэта Артюра Рембо, который уехал в Африку искать себя, Гумилёв совершал множество авантюрных и даже опасных вещей. Всего поездок в Африку было четыре. Но больше всего он, конечно, провёл в Абиссинии. За несколько месяцев до смерти он напишет:
«Я побывал в Абиссинии три раза и в общей сложности провел в этой стране почти два года»
А вот уже стихотворные зарисовки поэта:
Но поверив шоанской изысканной лести,
Из стараний отчизны поэтов и роз
Мудрый слон Эфиопии, негус негести,
В каменистую Шоа свой трон перенес.
В Шоа воины хитры, жестоки и грубы,
Курят трубки и пьют опьяняющий тэдж,
Любят слушать одни барабаны да трубы,
Мазать маслом ружье да оттачивать меч.
Харраритов, галла, сомали, данакилей,
Людоедов и карликов в чаще лесов
Своему Менелику они покорили,
Устелили дворец его шкурами львов.
Именно в то время Россия и Эфиопия сильно сблизились, потому как обе страны считали своими врагами Англию. Тогда среди интеллигентских кругов поднимали тему, о том как бы сделать Эфиопию частью Российской империи. Но это были всего лишь разговоры, хотя дружим мы с ними и по сей день. Вот ещё запись из архивов поэта:
"У нас в России в высших сферах существует страсть к завоеваниям или, вернее, к захватам того. что, по мнению правительства, плохо лежит. Так как Абиссиния, в конце концов, страна полуидолопоклонническая, но в этой их религии есть некоторые проблески православия, православной церкви, то на том основании мы очень желали объявить Абиссинию под своим покровительством".
Гумилёв мечтал найти в Африке неоткрытые места и разгадать тайны континента, открыть что-то своё:
"У меня есть мечта, - писал поэт, - живучая при всей трудности ее выполнения. Пройти с юга на север Данакильскую пустыню, лежащую между Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее течение реки Гаваша, узнать рассеянные там неизвестные загадочные племена"
Как я и говорил выше. По этим путешествиям мог бы получиться отличный фильм или сериал. Вот ещё интересная запись:
"я собирал этнографические коллекции, без стеснения останавливал прохожих, чтобы осмотреть надетые на них вещи, без спроса входил в дома и пересматривал утварь, терял голову, стараясь добиться сведений о назначении какого-нибудь предмета у не понимавших, к чему все это, харраритов. Надо мной насмехались, когда я покупал старую одежду, одна торговка прокляла, когда я вздумал ее сфотографировать, и некоторые отказывались продать мне то, что я просил, думая, что это нужно мне для колдовства. Для того, чтобы достать священный здесь предмет - чалму, которую носят харрариты, бывавшие в Мекке, мне пришлось целый день кормить листьями ката (наркотического 'средства, употребляемого мусульманами) обладателя его, одного старого полоумного шейха".
А закончу статью стихами:
Восемь дней от Харрара я вел караван
Сквозь Черчерские дикие горы
И седых на деревьях стрелял обезьян,
Засыпал средь корней сикоморы.
И таинственный город, тропический Рим,
Шейх-Гуссейн я увидел высокий,
Поклонился мечети и пальмам святым,
Был допущен пред очи пророка.
О некоторых приключениях Гумилёва могут поведать его очерки, например, «Африканская охота». Но об этом уже в последующих статьях.
Лайки помогают продвижению канала