Зафиксирую некоторые мысли относительно памятников историческим личностям во Владимире. Пока не всем а лишь причастным к самому началу истории нашего древнего русского города.
В детстве, когда в гарнизонную школу в военном городке под Саратовом, приезжали сверстники, чьи отцы были переведены на службу из Владимира, мне казалась странным это название. Зачем называть целый город именем, которое носит половина мальчишек из нашего класса? Ну теперь-то я знаю, откуда это - целых две исторических фигуры дали городу на высоком берегу Клязьмы свое имя. Но памятники - целых два - есть только одному из них.
Первый - конный, двухфигурный монумент прочно утвердился в конце Пушкинского бульвара, на смотровой площадке Годовой соборной горы в 2007 году. Прежде на этом месте полтора века назад организовался летний городской клуб, перед ним стоял бюст Александра Сергеевича - отсюда название бульвара. Затем - деревянный летний театр специфической архитектуры, который очень сильно портил вид южной панорамы города. В советские времена на месте классика установили гипсовую композицию "Материнство". Ее помню, поскольку в юности посещал-таки летнюю танцплощадку на соборном холме, прямо под белыми стенами Успения.
Городскими властями сейчас поддерживается версия основания Владимира в 990 году, ставшая официальной, изложенная в Ипатьевской летописи:
"В лето 6498-е пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростоветей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора"
Вот равноапостольный князь и вместе с греческим архиереем и запечатлён в бронзе: Владимир верхом, Феодор пеший.
На пьедестале памятника размещены восемь барельефов - исторические персонажи, в той или иной степени близкие основной фигуре памятника. Их выбор мне кажется несколько случайным
Святая равноапостольная Княгиня Ольга
- легендарная бабка князя, первой принявшая христианство. На снимке видно, что вандалы отломили руку с крестом, а на следующих барельефах из рук святых злодеи повырывали кресты (снимки давние, надеюсь все восстановлено, хотя сегодня гранитно-бронзовая облицовка основания памятника находится в аварийно состоянии и стянута страховочными ремнями).
Преподобный Илья Муромец
- и вовсе легендарный персонаж, относительно которого ведутся споры, уроженец ли он Муромских земель, а канонизированный Илья все-таки Печерский. Но мы все равно нашего Муромца никому не отдадим.
Святой князь Андрей Боголюбский
- внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого. Он перенес политический центр из Киева во Владимир. Перевез в Русь Залесскую чудотворный образ Богоматери, названный в последствии Владимирской. заложил и построил Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли. Фактически, заложил основы русской государственности.
Святой князь Всеволод
- Всеволодов в нашей истории не мало - десятка полтора. Канонизировано в православии двое: Святой благоверный князь Всеволод Псковский, внук Владимира Мономаха (к городу Владимиру отношения не имеет) и Всеволод Юрьевич (в крещении Димитрий), погибший с семьей при взятии Батыем Владимира. Скорее всего на барельефе самый известный Всеволод, Всеволод Большое гнездо. Но он, вроде как, не называется святым. В патерике Успенского собора значится, как благоверный.
Святая Мария Владимирская
- супруга Всеволода Большое гнездо, мать Георгия Всеволодовича (см. ниже). Изображена в схимническом облачении, ибо незадолго до смерти приняла постриг в основанном ею Княгинином монастыре Владимира.
- он же Юрий, сын Всеволода Большое Гнездо и отец Всеволода Юрьевича. (См. выше). Княжеские усобицы, укрепление православия и сопротивление татаро-монгольскому нашествию - вот этапы его славного жития. В битве с татарами он и пал.
Святой Александр Невский
- тут все понятно. Его роль в нашей истории известна всем. История с его мощами, перевезенными Петром Великим из Владимира в Питер хрестоматийна. Отдельный памятник святому во Владимире имеется.
Преподобная София Суздальская
- первая жена Василия Третьего, сосланная им в монастырь за бездетностью. Там по легенде родила сына, известного в наших сказаниях под именем атамана Кудеяра. Среди суздальских святых весьма почитаема.
Вне темы: ах, как я люблю эту балладу в исполнении Федора Ивановича Шаляпина
Второй памятник равноапостольному князю Владимиру воздвигли в 2015 году. Это своеобразное повторение иконного образа в бронзе. Он установлен близ новодела - церкви в честь Святых Благоверных князей Владимирских.
Пьедестал памятника украшен житийными барельефами святого Владимира.
Особенность обоих монументов в том, что они увековечивают не только память о князе-крестителе (она и без того навсегда занесена на исторические скрижали), но и имена носителей светской власти. В первом случае это губернатор Николай Виноградов и градоначальник Александр Рыбаков. Второй монумент напоминает о следующем поколении руководителей: губернаторе Светлане Орловой и мэре Андрее Шохине.
(Тут главное прервать традицию, чтобы в городе не появился третий памятник Владимиру Красное Солнышко с именами следующих начальников на пьедестале).
Но в монументальной галерее города Владимира есть недопустимые лакуны. При двух памятниках Владимиру Святославличу, роль которого в развитии и становлении града сего не столь уж велика, нет ни одного монумента Владимиру Мономаху и Андрею Боголюбскому. Разговоры о водружении памятника Боголюбскому хотя бы идут - состоялись конкурсы среди скульпторов, идет общественная дискуссия о месте его установки.
Относительно Владимира Мономаха - полный молчок. Я не слышал ни об одном его скульптурном изображении здесь. Хотя в 1958 году город пышно отпраздновал свое 850-тилетие, отталкиваясь как раз от даты основания города Владимиром Мономахом в 1108 году.
Многие исследователи продолжают настаивать на этой версии. Но такова уж начальническая мода последних десятилетий - отыскивать все более ранние даты основания для своих городов. А что - нет предела историческому энтузиазму: под Владимиром есть верхнепалеолитическая стоянка древнего человека Сунгирь. Так что можно в удобное время отпраздновать 25-ти тысячелетие моего славного города.
Будет ли в городе памятник Мономаху, не знаю. Когда поставят монумент Боголюбскому, не ведаю. Впрочем, князю Андрею Юрьевичу лучшим памятником остается церковь Покрова, а его деду, Владимиру Всеволодовичу можно поклониться в Смоленске, который он осчастливил Смоленской Одигитрией, перенеся в город икону Богородицы из своей черниговской вотчины. С тех пор она и защищает наши западные пределы.
Спасибо за внимание.