С 01.07.2022 изменились правила технологического присоединения. А с 01.01.2024 предполагаются еще изменения, в том числе и в ценообразовании. Но это далеко не означает, что сетевая организация теперь может «крутить и вертеть» своими правами и обязанностями так, как ей хочется. Все же нужно помнить, что для сетевой организации договор технологического присоединения является публичным. А это означает, что сетевая организация не вправе отказать в заключении договора любому, кто к ней обратится (есть исключения, о них писала ранее). Исходя из смысла п. 3 Правил технологического присоединения № 861, сетевая организация обязана выполнить мероприятия по технологическому присоединению вне зависимости от наличия у нее технической возможности.
Только вот сотрудники некоторых сетевых организаций данный пункт Правил видимо «стерли ластиком» из своей памяти.
В п.16 Правил указаны сроки исполнения договора на технологическое присоединение. В последнее время участились случаи попыток сетевых организаций расторгнуть договор на технологическое присоединение, заключенный за 550 рублей в одностороннем порядке. Предлогами таких «внезапных» расторжений может быть всё, что угодно. Но нужно помнить, что у сетевых организаций на самом деле очень мало причин для расторжения такого договора по своей инициативе. Такое поведение является по сути уклонением от исполнения своих прямых обязанностей по договору.
Нарушение сетевой организацией сроков исполнения договора, к сожалению, достаточно частая практика. А многие потребители занимают позицию «ждуна»: …сидят и ждут у окошка, подперев кулаком челюсть, прислушиваясь к каждому шагу мимо идущих людей. В надежде угадать по этим шагам идущих к ним сотрудников сетевых организаций. Тем самым сами провоцируют срыв сроков исполнения мероприятий «сетевиков», то есть их прямых и непосредственных обязанностей. А ведь нужно действовать в соответствии с законом и знать свои права.
Рассмотрим, к примеру, один случай. В данном деле заявитель не стал предаваться романтизму и «ждать птицу счастья». А сразу обратился с жалобой в УФАС.
Из Постановления по делу №042/04/9.21-1380/2022 следует, что между заявителем и сетевой организацией заключен договор. В договоре указан срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 6 месяцев. По всем подсчетам срок исполнения истек 04.04.2022. На запрос заявителя «где деньги, Зин» ответ был «всё в работе». Срок исполнения – 31.08.2022. Но и к этой дате ничего не изменилось. Даже после претензии заявителя о нарушении со стороны сетевой организации сроков исполнения, сетевая организация ответила, что срок она еще продлевает до 30.09.2022.
УФАС постановил, что невыполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению объекта Заявителя в срок 6 месяцев, является нарушением пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения.
Ответственностьза нарушение Правил технологического присоединения установлена ст.9.21 КоАП РФ. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) сетевой организации факта совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, а именно нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с ч.1 ст.26 Закона об электроэнергетики по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Вместе с тем заключение и исполнение договора об осуществлении технологического присоединения регулируется Правилами технологического присоединения, нормы которых являются специальными в рассматриваемых правоотношениях по отношению к общим нормам гражданского законодательства.
Правилами технологического присоединения самостоятельно не определен порядок урегулирования отношений с иными лицами в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, а также перечень конкретных мероприятий технического характера, которые необходимо выполнить сетевой организации.
Тем не менее, сетевая организация в соответствии с п. 1 Договора, приняла на себя обязательство урегулировать отношения с третьими лицами для осуществления технологического присоединения объекта Заявителя.
Таким образом, имело место возможность урегулировать правоотношения, связанные с приобретением необходимого оборудования в целях присоединения объекта Заявителя любым из способов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, однако в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении документально не подтвердило отсутствие необходимого оборудования, а также совершения обществом всех действий, направленных на его приобретение.
В результате УФАС вынесла постановление от 22.11.2022 о признании сетевой организации виновной в правонарушении по ст.9.21 КоАП РФ с назначением штрафа в 700 000 рублей.
Не ждите, а действуйте! Знайте свои права и добивайтесь соблюдения ваших законных интересов. И закон будет на вашей стороне!