Что вы знаете о Карфагене? Ну, кроме того, что он должен быть разрушен (и что характерно — так в итоге и случилось). Возможно, вы слышали о том, что там массово приносили в жертву детей ради увеселения кровавых божеств и другие ужасы древнеримской пропаганды? Но мы сегодня будем не о них.
Сегодня наш рассказ будет наполнен морским ветром и неведомыми землями, которых эти гордые потомки финикийцев смогли достичь. Сами финикийцы, по их же рассказам, ажно Африку обогнули, жаль что документальные свидетельства этого тянут лишь на конспирологические теории, а что же Карфаген?
Давайте начнём не с них, а с рассказа о том, как не надо отправляться в плавание.
Одного персидского юношу, которого звали Сатасп из рода Ахемена (да, это был не просто человек с улицы). Царь Ксеркс приговорил его к распятию на столбе за изнасилование некой девственной персиянки. Однако его мать выпросила у царя помилование в обмен на то, что Сатасп обогнёт на кораблях Африку, в качестве более тяжкого наказания. Царь согласился, юноша прибыл в Египет, где получил корабль с матросами и отправился на запад к Геркулесовым столпам – будущему Гибралтару. Почему он просто не сбежал из империи Ахеменидов – история также умалчивает. Возможно, его и впрямь страшило наказание, которое неминуемо последовало бы. А может, он просто был не очень сообразительным. Но так или иначе, Африку он не обогнул, а вернулся обратно с повинной. Рассказал Ксерксу, что выйдя в океан, успешно обошёл мыс Солоэнт (нынешний мыс Кантен в Марокко) и направился дальше на юг. Но в какой-то момент осознал, что его корабль уже довольно далеко заплыл, а путь им предстоит ещё более долгий, потому он и решил повернуть обратно. После того, как персидский царь пришёл в себя от услышанного, он закономерно разгневался, и даже рассказы о долгом плавании мимо страны, населённой людьми маленького роста, одевающихся в пальмовые листья, не вдохновили его. Быть может, особенно не вдохновили Ксеркса рассказы о том, что люди Сатаспа, войдя в селения аборигенов, никого не обижали, лишь забирали с собою скот, но скот в Персию никто не привёз. Но как бы то ни было – нашего незадачливого путешественника распяли.
Самое интересное в этом путешествии, это то, что с одной стороны – оно одно из наиболее древних историй про плавание вдоль африканского побережья, середина V века до н.э. как никак. Но с другой – путешествия, рассказанного выше, скорее всего не существовало в реальности, ибо сами подумайте, в плаванье отправляется перс на египетском корабле. Ну, то есть, как вы поняли, в предприятии решили поучаствовать выходцы из наиболее мореходных наций древности, что только добавляет скепсиса при её прочтении. Ну, и отсутствие внятной конкретики в описании путешествия лишь добавляет сказочности всему рассказу.
Но это, так сказать, был рассказ о путешествии курильщика, а теперь перейдём к путешествию здорового человека – карфагенянина Ганнона.
Сам он был суфетом, то бишь высшим выборным правителем, который отправился в путь по поручению карфагенского сената для того, чтобы восстановить и пополнить новыми колонистами ливифиникийские колонии на западном побережье Африки. Ливифиникийцами тогда карфагеняне называли смешанное население тех населённых пунктов, что были до них основаны еще финикийскими торговцами.
К сожалению, мы знаем об этом путешествии не из отчёта мореплавателя, который оказался утрачен (скажем: "Спасибо, Сципион!"), а от грека Полибия, который успел переписать часть текста из перипла, высеченного в виде надписи на каменной плите в храме Баал Хамана.
И вот отправляется Ганнон на шестидесяти кораблях о полусотне вёсел каждый, и вместе с ним на запад движутся 30 тысяч мужчин и женщин со всеми необходимыми припасами. Оставим численность экспедиции на совести Полибия, но даже если число людей мы уменьшим в 10 раз – это всё равно будет очень крупное и масштабное мероприятием само по себе.
Итак, что же случилось дальше?
Миновав Столпы, карфагеняне после двух дней пути причалили к берегу неподалёку от современной Мехдии в Марокко, где основали город Тимиатерий. Затем миновали мыс Солоэнт, где заложили святилище Посейдона. Пусть вас не смущает наличие греческого бога у Карфагенян – до нас история дошла в пересказе грека, который по-традиции именовал местных божеств греческими названиями.
Далее Ганнон во главе флотилии отправился на восток, где через полдня пути достиг большого озера неподалёку от моря, где в заросших кустарником зарослях повстречал множество животных, среди которых особенно выделил слонов.
Проплыв ещё дальше на расстояние целого дня, карфагеняне оказались у современного мыса Гир, где, по всей видимости, воссоздали поселения Гитта, Акра, Мелитта и Арембис. Не до конца понятно, сколько они здесь пробыли, но следующей точкой их путешествия значится река Ликс, которую современные учёные отождествляют с Уэд-Дра, самой длинной рекой Марокко. Там им повстречались кочевники, которых те назвали ликситами. Что характерно, местные проявили к пришельцам дружелюбие и даже дали несколько толмачей и проводников для дальнейшего пути. А ещё они рассказали, что дальше вглубь континента живут негостеприимные племена. И что в их земле обитает множество животных, а сама она перерезана большими горами, у подножья которых живут некие троглодиты, способные бегать быстрее лошадей.
Что это за троглодиты доподлинно неизвестно, хотя тот же Геродот упоминает живущих в пещерах эфиопов, отличающихся быстрым бегом. Скорее всего, всё это – результат реальных контактов карфагенян с миром тех мест, вылившихся вот в такие истории. Хотя при этом нельзя не отметить, что “Отец Истории” дополнительно рассказывает о собакоголовых и о безголовых людях с глазами, расположенными на груди, что обитают где-то в юго–западной части Африки, поэтому как мы видим, этнографические исследования того времени не блещут точностью деталей.
Но вернёмся к нашим мореплавателям – дальше они двигаются два дня на юг и один на восток, где находят в глубине залива небольшой остров, которому дают имя Керна и основывают там поселение. Что это за остров, опять же, не до конца понятно, учёными он локализуется и у устья Сегиет–эль–Хамра, и на месте современного острова Герпа. После этого проплыв по большой реке, которую они именуют Херет, карфагеняне достигли озера, над которым возвышались громадные горы со множеством диких людей, одетых в звериные шкуры, бросавшихся камнями в незваных гостей. Что за племя было встречено Ганноном доподлинно неясно, однако, есть большие основания предполагать, что его моряки столкнулись с человекообразными обезьянами, скорее всего – гориллами, однако, возможно, и шимпанзе – у учёных здесь нет однозначного мнения.
Так или иначе, агрессия со стороны обитателей этих мест, заставила карфагенян повернуть обратно и, достигнув моря, те повернули на юг, чтобы после достичь современной реки Сенегал, на которой им во множестве повстречались крокодилы и гиппопотамы. Подниматься вверх по ней они не решились, а возвратились в Керну для небольшого отдыха, откуда вскоре отплыли на юг и двигались двенадцать дней вдоль побережья, местные жители которого, в отличие от встреченных ранее ликситов, не желали идти с ними на контакт, а спешно убегали вглубь континента при одном их приближении.
И вот по истечении двенадцатого дня этого пути начинается самое интересное в этой истории. Корабли Ганнона увидели большие горы, заросшие лесом, деревья которого имели разноцветные душистые стволы. Проплыв на два дня далее, моряки оказались в большом заливе, на другой стороне которого ночью они заметили множество огней, сверкавших то ярче, то слабее. Не решившись на утро выяснять природу увиденного, карфагеняне поспешили дальше и через пять дней снова оказались в большом заливе, который переводчик окрестил Западным рогом, отождествляемым сейчас с устьем реки Гамбия. Здесь им встретился остров, на острове – озеро, на озере – другой остров. Днём ничего интересного в этой природной матрёшке найдено не было, однако ночью перед их взорами вновь предстали во множестве пылающие огни, но также и и звуки флейт, кимвалов и громкие крики. Складывается впечатление, что кто-то пытался напугать пришельцев, и ему это удалось – те спешно ретировались с острова, поплыв мимо земли, к которой нельзя было пристать из-за огня и жара.
Но приключения в огненной стране наших карфагенян на этом не закончились – через четыре дня пути опять ночью они увидели землю, охваченную огнём, притом посередине неё полыхало пламя такой высоты, что казалось, оно касается звёзд. Днём Ганнон понял, что перед ними — огромной высоты гора, которую они назвали Теон Охема – “колесница богов”. Скорее всего здесь путешественники повстречали ни что иное, как извергающийся вулкан Камерун – да, к тому моменту они уже достаточно далеко заплыли в Гвинейский залив. И ещё всё очень похоже на то, что путешествие совпало с неким локальным вулканическим катаклизмом, охватившем весь регион.
Ганнон же повёл флот дальше и через три дня, по прежнему плывя мимо потоков огня, извергавшихся в морские воды, достиг залива, именуемого Южный рог, который, по всей видимости, был заливом Габон. В его глубине путешественники обнаружили остров, на котором снова было озеро (вот же совпадение), на котором был остров, где во множестве обнаружились дикие люди, которых переводчики-ликситы нарекли гориллами. Наиболее многочисленными среди них были покрытые шерстью женщины.
Так вышло, что все мужчины успели скрыться от пришельцев, ловко цепляясь за скалы и защищаясь камнями, а вот трём женщинам это не удалось. Их схватили, но те так яростно царапались, кусались и всячески давали понять, что не хотят следовать за карфагенянами, что те их убили, содрали шкуры, которые позже увезли в Карфаген. Таков был печальный итог контактов античной цивилизации и горилл с дикого острова.
Сама же экспедиция повернула обратно из-за нехватки припасов для дальнейшего плавания и вернулась домой, но что же по итогу? Мы увидели историю человека, который с одной стороны деятельно расширил Ойкумену – пять городов на марокканском побережье не дадут соврать. А с другой – он бесстрашно шагнул за край в поистине дикие земли. Что влекло его туда? Быть может, он искал золото, быть может, славу первооткрывателя, а может и что-то ещё.
Но скажем спасибо Полибию, который сохранил для нас запись об этом путешествии, сохранил, чтобы самому отправиться в подобное же плавание, но это уже совсем другая история.
Автор статьи - Максим Вишневенко