«Новосибирские новости» продолжают краеведческий цикл, посвящённый истории общественного транспорта сибирской столицы. Мы уже публиковали материалы о легковых извозчиках и о появлении в Ново-Николаевске автобусов, вернее, автомобусов, которые пришли на смену гужевому транспорту. В новой статье цикла речь пойдёт о трамвае, небывалом достижении прогресса, который в Новосибирск, впрочем, пришёл довольно поздно — в 1934 году, когда во многих городах, в том числе и сибирских, он уже был.
Евгений Ларин
Конечно, трамвай — это не первый вид общественного транспорта, хотя, пожалуй, старейший из ныне существующих. Даже первые трамваи были на конной тяге, что, безусловно, напоминает о приоритете гужевого транспорта. Примечательно, что первый электрический трамвай изобрели в России. Он появился в Санкт-Петербурге в 1880 году. В следующем году трамвайное сообщение стало регулярным, но только не России, а в Германии. Трамвай в качестве общественного транспорта запустили в пригороде Берлина в мае 1881 года.
Официальный запуск трамвая по маршруту №1 «Вокзал — центр» в Новосибирске состоялся 26 ноября 1934 года в 12 часов дня. На первый маршрут вышли 14 вагонов — 6 моторных и 8 прицепных. За первый день работы они сделали 75 рейсов и перевезли 5945 пассажиров. Путь протяжённостью 4,2 километра со всеми остановками занимал 22 минуты. Это то, что говорит о событии официальная летопись города.
Трамвай. Угол Красного проспекта и ул. Семипалатинской, 1934 год. Фото: музей Новосибирска
Впрочем, пожалуй, в половине источников в интернете можно увидеть другую дату — 26 октября 1934 года. Однако это всё же не так. Почему? Это вам, дорогие читатели, очень скоро станет понятно. Чуть забегая вперёд, скажу только, что запустить трамвай в Новосибирске планировали чуть раньше. А вообще же этот вид транспорта должен был появиться не в 1934 году в столице Западно-Сибирского края, а двумя десятилетиями ранее — в дореволюционном Ново-Николаевске, безуездном городе Томской губернии.
Дерзкий проект
Небольшой, но быстрорастущий провинциальный городок Ново-Николаевск даже в первые десятилетия своей жизни славился большими амбициями. Вот и идея о создании трамвайных линий впервые возникла в городе ещё до начала Первой мировой войны, в 1914 году. Её предложило Русское Восточно-Сибирское общество электрических трамваев. Возможность не только мечтать о таком виде транспорта, а приступать к воплощению этих мечтаний появилась у города в 1912 году с появлением первой муниципальной электрической станции. В декабре 1912 года на Новобазарной площади, нынешней площади Ленина, запустили ту самую «буржуйскую коптилку», дававшую городу ток вплоть до 1926 года.
И в январе 1914 года горожанам представили первый проект трамвая. Его обнародовал компаньон Русского Восточно-Сибирского общества электрических трамваев Громадский. Трамвай должен был пройти по улице Михайловской, сегодня — улица Ленина, по Николаевскому — сегодня Красному — проспекту, и связать город по Будаговской — Большевистской — с Алтайской железной дорогой.
Мощный и перспективный проект прошёл у горожан «на ура», однако его, посчитав дерзким, зарубил томский губернатор. Впрочем, идеологов трамвайного движения это не остановило, и через два года, в 1916-м, они вопреки резолюции губернатора, получили разрешение в министерстве внутренних дел в Санкт-Петербурге.
Проект утвердили на концессионных началах. Предполагалось, что это будет выгодное вложение, и вкладываться будут те, кто при деньгах. В центре дали разрешение на выпуск облигаций для сооружения в городе трамвая и реконструкции электрической станции. Однако затраты оценивались в 4,2 млн рублей, а облигационный займ составлял всего 1,5 млн рублей. К тому же огромные деньги уходили на войну. Но в итоге всё свернули революция и Гражданская война, когда стало уже вообще не до решения транспортных проблем. Но от идеи трамвая в городе, конечно, не отказались и вновь вернулись к ней в начале 1930-х годов.
Мимо даты
Подготовка к строительству трамвайных линий в Новосибирске началась с августа 1931 года, а с июня 1933 года трамвайный трест приступил к сооружению первой линии, начали прокладывать рельсы. И, как это было принято в те годы, на стройку трамвая вышел весь город. Практически все заводы по очереди, по разнарядке, посылали на строительство путей своих рабочих. Впрочем, в прокладке путей участвовали не только трудящиеся различных предприятий, там использовали и труд заключённых. И не только.
«Трамвайные пути в районе, где улица Мира поворачивает на Оловозаводскую, прокладывали студенты университета Патриса Лумумбы из Москвы. Может быть, приехали по велению сердца, но, скорее всего, прислали студенческий стройотряд, и они прокладывали эти рельсы. И там, на стыке, когда они поворачивали эти рельсы, то, вбив последний костыль перед поворотом, купили бутылку шампанского и туда замуровали. Они были так рады и столько писали с восторгом и о Сибири, и о трудностях, и о рельсах», — рассказывает ветеран отрасли городского электротранспорта Людмила Чиркова.
Зима 1956-57 гг. Расчистка трамвайных путей на Красном проспекте. Фото: музей Новосибирска
Словом, это была всенародная стройка. Для обучения кадров из Москвы и Ленинграда в Новосибирск направили техинструкторов, мастеров контактной сети, которые создавали бригады и руководили подразделениями. Контактную сеть монтировали быстро, но на подстанции никак не могли получить постоянный ток, — а трамваю нужен именно постоянный ток. И хотя на торжественном митинге по случаю запуска трамвая 26 ноября говорили, что задание партии и правительства было выполнено в срок, это было не так.
Запуск должен был состояться 7 ноября или рядом с этой датой. Тогда так было принято, — все открытия, все запуски и вообще всё старались приурочить к очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Но на этот раз не получилось.
Сбой со ртутными выпрямителями первой подстанции, не позволявший получить постоянный ток, заставил всё отложить. Пробный рейс трамвая прошёл только 25 ноября. На следующий день, 26 ноября, состоялся официальный запуск первой линии, а через 75 лет, на площади Ленина, по которой и проходил первый маршрут, день в день, 26 ноября 2009 года, появился напольный памятник первому трамваю. Его трудно заметить, но присмотритесь, — он там есть. У входа в метро №2, что ближе к улице Орджоникидзе.
На семи ветрах
Торжественный митинг по случаю запуска трамвая 26 ноября 1934 года должен был начаться в 11 часов. Из сообщений в прессе об этом знали все. Знали и том, что катать будут бесплатно. И ещё до рассвета толпы горожан на улицах ждали появления этой чудо-техники.
После торжественного открытия с речами первых лиц города, — запуск трамвая был событием политической важности, — в первый путь повела первый трамвай Анна Петровна Забелина. Во вторую смену трамвай повела Мария Кирилловна Аронова, которая и катала желающих до поздней ночи, а они повисли даже на ступеньках.
График движения, кстати, вообще был довольно жёстким. Для вагоновожатых, в первую очередь. Трамваи ходили с шести утра и до двух часов ночи. Такой график, кстати, сохранялся довольно долгое время. Когда заводы начали работать в три смены, он вообще не вызывал никаких вопросов.
Всего в первом отряде подготовленных вагоновожатых было восемь человек.
Приведу фрагмент воспоминаний Анатолия Фёдоровича Гутова из собрания Центра устной истории музея Новосибирска:
«В 1934 году, мне было тогда 12 лет, пустили первый трамвай. Мы, ребятишки, обрадовались и побежали от ЦК швейников (Синар) до улицы Рабочей и до оперного театра. У трамвая была внизу тяга, швеллер. Линия была одноколейная, и вагон имел две кабины — спереди и сзади. Закончив маршрут, вагоновожатая переходила в другой конец вагона и отправлялась в обратный путь. Билет стоил три копейки, мы садились на приступочку и катались. Первым водителем была Агафья Никифоровна Ковязина, деревенская женщина из Желтоногино, из старообрядческой семьи. Она приехала в город и окончила курсы. Первый в городе трамвай водила женщина. Так как мы её знали и были из одной деревни, катались бесплатно».
Первые трамвайные вагоны поступили в Новосибирск с Мытищинского завода — фанерные, холодные, неотапливаемые. На семи ветрах работали и кондуктор, и вагоновожатый.
Единственным средством обогрева служил... кирпич. Груды кирпичей раскаляли в кострах на конечных остановках. Там кондукторы забирали из-под ног водителя холодные кирпичи и клали вместо них горячие, доставая их из костра специальными щипцами.
И хотя иногда, по воспоминаниям водителей, раскалённые кирпичи даже прожигали подошвы валенок, такого вида отопления хватало минут на двадцать.
Первый маршрут прошёл от вокзала через Ипподромскую площадь, — то есть там, где сегодня Центральный рынок, — до центра, до площади Ленина. В 1935 году пустили ещё два маршрута: от центра по Большевистской до завода «Труд» и от Ипподромской площади до завода Чкалова. К началу войны было уже семь маршрутов. Последний из них открылся в 1936 году до клуба Кирова в сторону жиркомбината.
В трамвае. Новосибирск, 1935 год. Фото: музей Новосибирска
Изначально преимущественно мужская профессия вагоновожатого стала женской в годы Великой Отечественной войны, когда мужчины ушли на фронт.
Золотой век
30 апреля 1941 года трамвайное движение открылось и в левобережье Новосибирска. Первый и единственный на тот момент на левом берегу маршрут «А» работал с 5 часов утра до 2 часов ночи и проходил по современным улицам Троллейной, Широкой, Станиславского и Титова, которая, кстати, до 1961 года называлась не иначе как Трамвайной. Она следовала мимо железнодорожной станции Кривощёково, это нынешний Новосибирск-Западный, где размещалось трамвайное депо.
Ул. Трамвайная, ныне Титова. Фото: музей Новосибирска
Великая Отечественная война, безусловно, затормозила развитие трамвая, давал о себе знать хронический недоремонт путевого хозяйства и подвижного хозяйства. Но 1947 год стал переломным в жизни новосибирского трамвая, начался его подъём. В 1948 году развернулось стахановское движение за восстановление трамвайного хозяйства. Трамвайный парк тогда насчитывал 68 пассажирских вагонов на правом берегу и 13 — на левом.
20 октября 1955 года движение трамвая запустили через Коммунальный мост. Разобщённые сети левого и правого берегов Новосибирска объединились в одну. Всё вернётся на круги своя в 1992 году, когда трамвайные рельсы с моста уберут из-за его перегруженности автотранспортом.
Золотым веком трамвая в Новосибирске Людмила Чиркова называет 1960-80-е годы, когда начальником трамвайно-троллейбусного управления был Василий Лазаревич Смоляр.
Одно за другим открывались депо, — их было четыре, — появились мастерские, которые делали углублённый ремонт, появился завод, который ремонтировал рижские вагоны, — основную модель тех времён. И ещё много чего тогда делалось для процветания трамвая.
Ул. Станиславского, 1964 год. Фото: музей Новосибирска
А потом пришли 1990-е. А это диагноз для любой отрасли городского хозяйства, трамвайное не стало исключением. Апофеозом городской политики в отношении трамвая стало списание 100 единиц подвижного состава. Город лишился сотни ходовых вагонов.
Новый переломный момент в жизни новосибирского трамвая произошёл в 2014 году, когда начался масштабный ремонт путей и подвижного состава, прокладка новый линий, но это уже совсем другая история.
Городская легенда
Конечно, у Новосибирска с трамваем сложилось особые отношения. И, конечно, благодаря маршруту №13, который в прессе без эпитета «легендарный» теперь больше не упоминают. 1 июня 2022 года в сквере за театром оперы и балета открыли памятник трамваю №13 в виде собственно трамвая №13, точнее, вагона модели КТМ-5, распространённой в 90-е и «нулевые», с бортовым номером 3037, выпущенный в 1989 году.
Памятник 13-му трамваю. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
Кстати, случай, который окончательно утвердил трамвай №13 в статусе городской легенды, произошёл, в общем, относительно недавно, — 20 апреля 2012 года. Тогда уже в вечерних сумерках трамвай, двигавшийся по маршруту №13 со стороны сада Мичуринцев, проехал без водителя и на огромной скорости около четырёх километров пути, — от Сибстрина и до Серебренниковской, — собрав по пути несколько машин...
Главные новости вашего города — подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.